Мы взяли ипотеку в Нидерландах и очень довольны

Теперь мы будем платить 3000 евро в месяц в течение 30 лет. Но мы обожаем Амстердам и в восторге от нашей квартиры
Мы взяли ипотеку в Нидерландах и очень довольны

26-летняя Марина Левандовски училась на врача в Саратове и никогда не была за рубежом. После начала полномасштабной войны она с мужем уехала за границу. Они обосновались в Амстердаме, где ее муж нашел работу, а через года они взяли квартиру в ипотеку. Левандовски рассказала «Холоду», как им удалось купить жилье в одном из самых дорогих городов Европы.

Я выросла в Тамбове, а в 2016 году поступила в медицинский университет в Саратове и переехала туда. В феврале 2022 года мы с моим будущим мужем Владимиром сразу решили, что надо переезжать за границу. Но я училась на последнем курсе, поэтому сперва мне нужно было получить диплом.

В июне я окончила университет. Обычно выпускники медицинских вузов выбирают специальность и поступают в ординатуру, но я не стала даже подавать документы туда, потому что мы уже готовились к переезду. И так получилось, что я ни дня не работала по образованию, хотя очень хотела быть врачом.

Все были уверены, что мать задушила своих четверых детей. Она получила за это 40 лет, но все оказалось совсем по-другому
Мир20 минут чтения

Вскоре объявили мобилизацию. Как врач, я тоже являюсь военнообязанной, и мы не понимали, что нас ждет, поэтому мы взяли нашу собаку и улетели в Стамбул — к тому моменту мы уже поженились. Через полгода мы изучили плюсы и минусы разных стран, и выбор сузился до Великобритании и Нидерландов. Вова — software-инженер, поэтому мы смотрели на страны, где развита IT-сфера и есть возможность через пять лет податься на ПМЖ, а затем и на гражданство.

В России женщины-врачи получают военно-учетную специальность (ВУС). Женщины с ВУС находятся в запасе и по закону могут быть призваны в армию, но в 2022 году во время мобилизации в Минобороны РФ заявили, что призыва женщин нет даже «в планах на будущее». По состоянию на 2025 год женщин с ВУС не призывали на войну, но они могут по собственному желанию подписать контракт на службу.

У разработчиков очень большие зарплаты

Вова стал искать работу в этих странах. Вскоре он увидел в инстаграме рекламу митапа IT-компании из Нидерландов в Стамбуле. Это встреча, на которой представители компании рассказывают о своих проектах и продуктах.

В день мероприятия в Стамбуле был ураган, а мы жили далеко от центра, поэтому муж не хотел туда идти. Но я сказала: «Нужно поехать — вдруг тебе понравится. Развеешься, познакомишься с людьми». В итоге он съездил на встречу и вернулся в полном восторге: ему очень понравился продукт и то, чем занимается компания. В тот же день он откликнулся на вакансию в Амстердаме, а потом прошел все этапы собеседования и получил оффер.

Владимир. Фото: предоставлено Мариной

Мужу всего 26 лет, но он очень хороший специалист в своей сфере. Поэтому ему всегда легко было найти работу. У разработчиков большие зарплаты даже в России: если сравнить с доходом врачей или учителей, то разница огромная.

Компания мужа наняла организацию, которая занималась всеми документами и вопросами по переезду. С нами работал человек, который говорил, какие документы нужно подготовить, чтобы оформить визу highly skilled мигранта (HSM), и записывал нас в консульство. Нам оставалось только предоставлять документы и приехать туда в нужный день. Это было небыстро, но мы получили все без проблем.

Покупать выгоднее, чем снимать

Осенью 2023 года мы переехали в Амстердам. Работодатели мужа оплатили отель на месяц, чтобы мы могли найти постоянное жилье. Потом мы быстро сняли квартиру за 2400 евро в месяц (около 230 тысяч рублей. — Прим. «Холода»). А вскоре узнали, что с визой HSM мы имеем право взять ипотеку через полгода после заключения контракта с работодателем.

У нее помешался рассудок: она считала, что отец хочет ее убить. Мы искали ее три года, но так и не нашли
Общество7 минут чтения

В Нидерландах выгоднее платить за ипотеку, чем за съемное жилье. Тут низкая ставка по ней: еще пару лет назад можно было взять квартиру под 1–2% годовых. Кроме того, здесь можно претендовать на налоговую льготу по ипотеке, если это единственное жилье и вам меньше 35 лет. А еще есть вычет, и в нашем случае, например, могут вернуть примерно четверть уплаченных за год процентов. 

Через год мы начали узнавать про ипотеку, потому что отдавать столько денег за аренду было неприятно. Особенно с учетом того, что в Саратове мы снимали квартиру в 10 раз дешевле.

Марина с мужем. Фото: предоставлено героиней

Многие коллеги Вовы к тому моменту уже купили квартиры, и мы взяли у них контакты ипотечного консультанта (адвайзера) и риелтора. Адвайзер нужен, чтобы рассчитать, на какую сумму банк может выдать вам ипотеку. Если в России банк решает, давать ли тебе ипотеку на конкретную недвижимость, то здесь сначала нужно узнать, квартиру по какой цене ты можешь себе позволить, и уже с этой информацией искать жилье. И, собственно, эту сумму вам и называет адвайзер.

Покупка квартиры — это аукцион

Нам было важно, чтобы квартира была в новом доме с лифтом, потому что у нас французский бульдог, которому из-за особенностей породы нельзя прыгать по лестницам. Желательно площадью от 70 квадратных метров и чтобы там была ванна. В Нидерландах это редкость — обычно здесь душевые кабины. Еще мы хотели, чтобы рядом было парковочное место, потому что собирались купить машину.

В центре почти нет нового жилья, поэтому мы рассматривали более удаленные районы. Из видео на ютубе мы узнали про район Айбург (расположен на искусственно возведенных островах на озере Эймер. — Прим. «Холода») и съездили туда. Покатались по нему на велосипедах и поняли, что он нам подходит. К тому же от дома до центра всего 15 минут на трамвае.

В прошлом году я устроилась на работу проджект-менеджером и уволилась через месяц

В Нидерландах жилищный кризис: желающих приобрести жилье гораздо больше, чем квартир. Поэтому почти всегда жилье продают посредством аукционов: если на квартиру за 500 тысяч евро 20 желающих, выиграет тот, кто предложит за нее больше денег. Чтобы не переплатить, нам и понадобился риелтор. Его услуги обходятся примерно в три-пять тысяч евро (около 290–480 тысяч рублей. — Прим. «Холода»), или они берут комиссию — 1% от стоимости квартиры.

Мы сходили где-то на пять просмотров. Та квартира, которая понравилась нам больше всего, продавалась за 550 тысяч евро (52,6 миллиона рублей). Мы предложили за нее больше, и стали ждать решения владельцев. Потом мы несколько раз повышали предложение через риелтора: сначала на 5000 евро, потом на 10 тысяч. В итоге мы подняли стоимость квартиры на 15%, до 632 тысяч евро (60,5 миллиона рублей. — Прим. «Холода»).

Район Айбург в Амстердаме. Фото: предоставлено Мариной

Вскоре нам позвонила агент и сказала, что если мы добавим еще 2000 евро, то квартира наша. Мы согласились. Это очень редкая история для Амстердама: многие люди месяцами пытаются выиграть оффер, и у них не получается.

Слишком много тратим 

Чтобы оформить ипотеку, нужно было подтвердить, что с момента трудоустройства мужа прошло полугода. Еще нужен был действующий ВНЖ, документы от работодателя и выписки о зарплате — ничего сверхъестественного не требовалось. Потом мы подписали у нотариуса предварительный договор купли-продажи, и через полтора месяца в день передачи ключей подписали уже финальный документ. 

У нас не было проблем из-за российских паспортов: ни у адвайзера, ни у риелтора не было вопросов про гражданство. Многие переехавшие по визе HSM зарабатывают больше местных жителей, которым зачастую даже сложнее купить здесь жилье. 

Мы взяли ипотеку на 30 лет под 3,9% годовых — это считается высокой ставкой, но что поделать, сейчас она выросла. Мы платим за нее 3000 евро в месяц (287 тысяч рублей. — Прим. «Холода»). Мы не можем досрочно выплатить ипотеку раньше, чем через 10 лет: в год нельзя платить без штрафа сумму больше 10% от нее. 

В декабре 2024 года мы переехали. Квартира находится в доме 2012 года постройки, ее площадь — 92 квадратных метра. Мы не искали такую большую квартиру, нам просто повезло. Там было уже почти все готово для жизни, оставалось только перевезти мебель: здесь почти никогда не продают и не сдают меблированное жилье.

За электричество, отопление и воду мы платим до 200 евро в месяц (чуть больше 19 тысяч рублей. — Прим. «Холода»), примерно столько же уходит на обслуживание дома. На собаку, медицинскую страховку и интернет ежемесячно уходит примерно 500–800 евро (48–76,5 тысяч рублей. — Прим. «Холода»).

Он создал христианско-эзотерическую секту, получил от последователей сотни миллионов рублей, избивал их и хотел, чтобы все женщины были только его
Общество26 минут чтения

В Нидерландах не самые дешевые продукты. Помню, сперва меня шокировало, что килограмм куриного филе стоит 18 евро (1700 рублей. — Прим. «Холода»). Но зато здесь все качественное. На продукты мы тратим около тысячи евро в месяц. Когда я рассказала об этом в инстаграме, многие мне написали, что это слишком много. Но нам так комфортно: когда мы решали покупать жилье, мы все рассчитали, чтобы не приходилось ужиматься. При этом мы почти не ходим в рестораны и кафе, чаще готовим дома. 

Все счастливы и не перерабатывают

Я начала учить нидерландский, и сейчас знаю его примерно на уровне A2, то есть могу читать объявления, понимать рекламу. Но говорить мне пока сложно. К счастью, в Амстердаме почти все знают английский и сразу переходят на него, когда видят, что ты не очень хорошо знаешь местный язык. Обычно иммигранты учат его для сдачи экзамена на гражданство. Впрочем, это не самый сложный язык, в нем много общего с английским и немецким, и если ты знаешь один из них, то все становится проще.

Интеграция в местное общество пока дается нам сложно. Мы оба интроверты, к тому же говорить с незнакомцами на новом языке еще тяжелее. С местными жителями мы максимум здороваемся в подъезде или немного болтаем на собачьей площадке. Зато мы общаемся с другими иммигрантами: большинство коллег Вовы тоже русскоязычные, и у него появились приятели на работе.

Фото: предоставлено Мариной

Амстердам мне нравится, хотя в центре грязно и очень много туристов — особенно в квартале красных фонарей и на улицах с кофешопами. Но чем дальше от центра, тем чище, приятнее и комфортнее там находиться. Мы были и в других городах Нидерландов — они красивые и ухоженные, похожи друг на друга. Многие жалуются на погоду, но не так уж тут дождливо. Мне комфортно в таком климате.

Местные жители очень расслабленные: у них нет такой гонки, как у нас, они не стремятся успеть ко всем дедлайнам и работать до ночи. Здесь у людей есть тот самый work-life balance (баланс между работой и личной жизнью. — Прим. «Холода»), о котором все мечтают. В России тебе никогда никто не улыбается, а здесь гуляешь летом по набережной — и все вокруг счастливые и довольные.

Он был по уши в долгах, из-за чего жена хотела уйти. Мужчина пытался покончить жизнь самоубийством, но «не получилось»
Криминал5 минут чтения

Меня радует, что я стала часто путешествовать. До нашего переезда в Стамбул я ни разу не была за границей, а с тех пор, как мы живем в Нидерландах, я побывала на Майорке, Кипре и два раза ездила в Париж. Еще мы с Вовой летали в Казахстан и Дубай.

Большие возможности

Несмотря на то, что я получила диплом врача, я не хочу здесь работать в медицине. Пока у меня нет желания проходить сложную и дорогую процедуру подтверждения российского диплома. Без ординатуры я все равно смогу работать только врачом-ассистентом (ANIOS), а чтобы стать акушером-гинекологом, как я хотела в России, нужно учиться еще лет шесть. В прошлом году я устроилась на работу проджект-менеджером и уволилась через месяц: на собеседовании обещали интересную работу и дружелюбный коллектив, но на деле там не было ни того, ни другого. Поэтому сейчас я просто «счастливая домохозяйка», а дальше будет видно. 

Если я окажусь в жизненной ситуации, когда мне нужно будет работать, я обязательно куда-то устроюсь. А пока я начала вести блог о жизни Амстердаме. Со временем у меня появилось много подписчиков, которые живут здесь. Почти каждый день мне пишут и предлагают встретиться.

Фото: предоставлено Мариной

Я поняла, что в эмиграции людям сложно искать новые знакомства. Поэтому решила организовать несколько встреч, чтобы все могли познакомиться и найти новых друзей. Несколько раз в месяц мы собираемся с моими подписчиками и придумываем, как будем проводить время. У нас был пикник в парке, бранч, мы играли в настольные игры. 

В последний раз ходили в порнотеатр — актеры занимались сексом на сцене и танцевали. Мы пошли туда скорее в шутку, поэтому сидели на дальнем ряду и смущенно смеялись. Мы не пожалели, что сходили: теперь у нас есть веселая история, чтобы рассказывать другим, но «шоу» не очень интересное, я бы не стала всем советовать этот театр.

Мы ставим в центр своей журналистики человека и рассказываем о людях, которые сталкиваются с несправедливостью, но не теряют духа и продолжают бороться за свои права и свободы. Чтобы и дальше освещать человеческие истории, нам нужна поддержка читателей — благодаря вашим пожертвованиям мы продолжаем работать, несмотря на давление государства.
Чтобы не пропускать главные материалы «Холода», подпишитесь на наши социальные сети!

Самое читаемое

Все были уверены, что мать задушила своих четверых детей. Она получила за это 40 лет, но все оказалось совсем по-другому
00:01 19 октября
В сугробе на горнолыжной трассе нашли тело 15-летней девочки. Полиция не сразу поняла, почему пропавшую никто не искал
17:00 5 октября
Молодые девушки пропадали одна за другой. Что с ними случилось, узнали только 10 лет спустя, обнаружив подвал под старым сараем
17:00 2 ноября