Мы переехали в Малайзию из Европы и довольны

Страна оказалась развитой, а наш уровень жизни значительно вырос. Но у нас нет друзей, и я не могу найти работу
Мы переехали в Малайзию из Европы и довольны

Анастасии Суворовой (фамилия изменена по просьбе героини) 25 лет. Три года назад она с будущим мужем уехала из России. Пожив в Европе, они решили переехать в Малайзию. Суворова рассказала «Холоду», чем, на ее взгляд, Малайзия лучше Европы, как там вырос их уровень жизни и почему, несмотря на это, они вряд ли останутся там навсегда.

Материал создан на основе интервью, взятого редакцией у героя. Речь героя отредактирована и сокращена для ясности с согласия героя, проведены фактчек и корректура. Мнение героя может не совпадать с позицией редакции.

С моим молодым человеком Антоном мы жили и работали в Москве: он — в банке, а я — HR-специалистом. Когда объявили мобилизацию, Антон улетел в Казахстан. Незадолго до этого мы сделали шенгенские визы в Испанию — хотели съездить в отпуск, все запланировали и даже забронировали отели. Туда мы и поехали и там решили, что жить в Россию не вернемся. 

Мы купили обучение в языковой школе в Испании и переехали в Барселону. Еще до пандемии Антон мечтал учиться в европейском университете, и спустя полгода жизни в Испании он поступил в магистратуру на прикладную экономику в университет Вены. В сентябре 2023 года мы поженились и переехали в Австрию.

Владелец маленькой фермы во Франции много лет продавал сыр — пока его жена не рассказала, что он ведет двойную жизнь
Криминал12 минут чтения

На его направление конкурсного отбора не было — его зачислили, как только он подтвердил свой российский бакалавриат. В России он учился на английском, поэтому уровень языка подтверждать было не нужно — на этом направлении курсов на немецком не было. Обучение для студентов не из ЕС стоило 1500 евро в год: можно было податься на грант, но для него требовалось сильное портфолио.

Лучше в Куала-Лумпуре

Там мы прожили еще год: Антон учился, а я готовилась к поступлению в местный институт. Австрия — очень дорогая страна, а в начале эмиграции мы оба потеряли работу, и за все это время у нас не было ни единого оффера, хотя Антон отправил больше 300 откликов. Около года мы жили за счет накоплений и помощи родителей.

Россиянам сложно найти работу за рубежом: по большей части только крупные компании могут выделить деньги на релокацию и визы для сотрудника. Например, когда мой муж дошел до финального интервью в испанскую компанию, ему честно сказали, что вместо него берут испанца, которому не нужно оформлять визу. 

Вена, Австрия. Фото: Unsplash

В марте 2024 года Антон подался на работу в международную компанию на должность аналитика финансового рынка — он прошел пять этапов собеседований. Мы думали, что он будет работать в главном офисе в Европе, но в июне его пригласили в Малайзию. Мы никогда не были в Азии и даже не рассматривали ее для жизни. 

В тот же период меня взяли в австрийский университет — я поступила на программу по глобальной демографии. Но мы поняли, что все-таки лучше работать в Куала-Лумпуре, чем быть студентом в Европе. У нас все было нестабильно: все очень дорого, постоянно приходилось бы оформлять новые документы, переезжать с места на место. Мы устали от бюрократии и неопределенности.

Оторваны от привычной жизни

На тот момент я слышала про Малайзию, но даже не знала, где она находится. Эта страна казалась нам бедной, без инфраструктуры. Мы волновались, что нам не подойдет климат и культура, что там не будет русскоязычного комьюнити. Все же в Европе у нас жили родственники и друзья, к которым мы могли обратиться, а там — никого. Было страшно переезжать: казалось, теперь мы будем оторваны от привычной жизни. 

Куала-Лумпур. Фото: предоставлено Анастасией

Мы с Антоном начали читать про Малайзию, спрашивали мнения знакомых, которые бывали там, нашли русскоязычные группы. Чем больше я узнавала про Куала-Лумпур, тем больше он казался мне чуть ли не Дубаем. Я поняла, что не против попробовать пожить там, а муж все еще был расстроен из-за переезда.

Документы нам делали четыре месяца. В малайзийском офисе не были в курсе особенностей российской бюрократии, и нам самим пришлось разбираться со всем. Я съездила в Россию и довольно быстро все оформила — нужно было поставить апостиль в разных министерствах, предоставить документы об образовании мужа и свидетельство о браке. Это было легче, чем оформлять шенгенскую визу.

На визы в Малайзию мы подались онлайн, и уже через неделю получили одобрение. Нам подтвердили визу на два года: мужу рабочую, а мне как родственнику. А уже по приезде в страну нам должны были просто вклеить их в паспорта. 

Небо голубее

В сентябре 2024 года мы прилетели в Малайзию. Через пару дней компания выделила нам риелтора и русскоязычного сотрудника, который помогал с оформлением документов и адаптацией. Мы посмотрели около 20 квартир и быстро сняли понравившуюся. Но при заселении нам пришлось оставить залог за 3,5 месяца. 

Первые дни было очень жарко и влажно. На все окружающее я смотрела как ребенок: деревья казались выше, небо голубее, и я ожидала увидеть на улице обезьян, крокодилов, варанов и панголинов.

Малайзия — бывшая колония Великобритании, поэтому здесь намешаны разные языки: и китайский, и тамильский (один из языков Индии), и малайский, и английский. Мы общаемся со всеми на английском.

Жить здесь оказалось намного дешевле, чем в Европе и России. Мы снимаем квартиру за 65 тысяч рублей: в ней спальня, гостевая комната и большая гостиная, совмещенная с кухней. В Барселоне мы снимали комнату в студенческой резиденции за 120 тысяч — она была на окраине города, а за комнату в Австрии мы платили 70 тысяч, но в ней была только односпальная кровать — нам пришлось купить надувной матрас и чередоваться: кто-то спит на нем, а кто-то на кровати.

Здесь же в стоимость аренды у нас входит бассейн, теннисный и бадминтонный корты, спортзал, джакузи на крыше, зона барбекю, охрана, парковка и лофты, где можно организовывать мероприятия. Такое здесь практически в каждом современном жилом комплексе. 

Крупнейший производитель растительного мяса Beyond Meat был в шаге от банкротства. Его спас загадочный Дмитрий из Дубая
Экономика13 минут чтения

На продукты, развлечения, одежду, рестораны, путешествия и все остальное у нас уходит около 100 тысяч рублей в месяц. Мы ни в чем себе не отказываем: заказываем доставки, ездим только на такси (у нас нет машины и общественного транспорта рядом с домом). В Москве и в Европе мы не могли позволить себе такое.

Рыба, креветки, устрицы в Малайзии очень дешевые и всегда свежие. Свинину, колбасу и алкоголь здесь можно купить только в определенных магазинах по высокой цене — все же это мусульманская страна. Молочка и привычные для нас фрукты и ягоды здесь тоже дорогие, но зато экзотические фрукты намного дешевле.

Билет на остров за тысячу рублей

В Малайзии, как и в Москве, уровень сервиса выше европейского: здесь большие порции в ресторанах, доступные цены, есть приложения для доставок. 

Сходить в хорошее место для двоих будет стоить около двух тысяч рублей. Правда, эта цена без алкоголя — он здесь дорогой, и из-за него счет может увеличиться в три раза. Мы стали значительно меньше пить, потому что хорошее вино, которое в России можно было купить за 700 рублей, здесь стоит от трех тысяч.

Анастасия и Антон. Фото: предоставлено героиней

Отсюда недорого летать практически по всей Азии — на праздники во Вьетнам билеты стоили 20 тысяч рублей на двоих в обе стороны. У самой страны есть острова — билеты на самолет туда стоят чуть больше тысячи рублей. В Европу и Россию летать намного дороже — это около 60–70 тысяч рублей на человека туда-обратно. 

Еще здесь довольно низкая ипотечная ставка — не больше 5%, и жилье действительно реально купить (малайзийские власти запрещают иностранцам покупать землю, а квартиру можно купить только не дешевле порогового значения, например, в Куала-Лумпуре это почти 250 тысяч долларов. — Прим. «Холода»). Но из-за влажности оно быстро приходит в негодность, и здания, которые построили пять лет назад, уже считаются старыми.

 «Это что, Нью-Йорк?» 

При всех плюсах страны, здесь есть свои проблемы. В Малайзии довольно высокие налоги: муж платит 25% подоходного налога и еще 11% в пенсионный фонд. Правда, если мы уедем из страны до пенсионного возраста, эти деньги можно будет забрать. Помимо этого, во многих заведениях есть специальный налог на любые услуги — 6–8%. Например, в кафе тебе приносят счет, где включено 10% чаевых и еще 6% налога.

Эти казаки бросили вызов императору и обосновались в Турции. Спустя столетия они вернулись на родину и потеряли все, что берегли
Общество11 минут чтения

Государственная медицина здесь субсидируется только для граждан, а частная довольно дорогая: например, когда у моего мужа была температура, консультация и флюорография обошлись ему в 20 тысяч рублей. Правда, потом мы нашли клинику дешевле.

Здесь круглый год очень влажно и жарко, а температура всегда доходит до 32 градусов днем, а вечером опускается лишь до 27. Каждый день по полчаса-часу идут дожди, а солнце выходит максимум на пару часов. 

Куала-Лумпур не предназначен для пешеходов — тротуаров просто нет. Если ты хочешь пройтись, можно либо походить вокруг своего дома, либо ехать в парк. Общественный транспорт тоже не так развит, как в Европе: поезда ходят редко, а если рядом нет метро, то до центра без машины добраться очень трудно.

Куала-Лумпур. Фото: предоставлено Анастасией

Мне нравится, что Малайзия — очень зеленая: здесь много пальм, цветов и даже некоторые полосы на дорогах разграничены кустами. Такая природа сочетается здесь с высотными зданиями. Когда я, находясь в центре Куала-Лумпура, общаюсь с кем-то по видеозвонку, все спрашивают: «Это что, Нью-Йорк?»

Кроме того, тут безопасно. В Барселоне я постоянно боялась воров и карманников, а здесь такого нет. Мы всегда спокойно оставляли вещи на улицах, в магазине, и я комфортно себя чувствовала в общественных местах. Наверное, это связано с тем, что в Малайзии довольно строгие законы по этому поводу.

Дружелюбно и спокойно

В Малайзии много сообществ по интересам для русскоязычных иммигрантов. Я заводила знакомства в основном через соцсети: тикток, инстаграм, чаты в телеграме. После переезда я сразу пошла учиться в местную IT-школу, где много общалась с местными жителями: они поддерживали меня и помогали, например, приносили фрукты, еду и витамины.

В Кыргызстане изнасиловали и убили 17-летнюю девушку. Теперь в стране хотят ввести смертную казнь за убийство женщин
Общество13 минут чтения

О малайзийцах у меня сложилось только хорошее впечатление — они очень добрые, открытые, всегда готовы помочь. На улице они могут просто подойти и пожелать хорошего дня. 

Первое время у нас были предрассудки из-за того, что страна мусульманская: я не знала, как правильно одеваться и носила в жару длинные брюки. Позже я увидела других девушек в коротких платьях и шортах и поняла, что проблем здесь никаких нет.

Анастасия и Антон. Фото: предоставлено героиней

Нам говорили, что в месяц Рамадан в Малайзии будет тяжело и все заведения будут закрыты, однако ничего подобного не было — работало практически все.

Не смогла найти друзей

Мы понимаем, что Малайзия для нас — временный этап. Если в будущем мы не сможем жить в России, хотели бы поселиться в стране, где мы и наши дети сможем полноценно интегрироваться. В Малайзии у нас мало общего с местными жителями: могут быть какие-то общие интересы в моменте, но культурного сходства у нас почти нет.

Мне кажется, я не смогла бы найти здесь друзей среди местных жителей на долгий период, а практически все мои русскоязычные приятели уехали отсюда.

Учительница английского построила крупнейший онлайн-магазин страны, но ее муж считает, что это не ее заслуга. А как на самом деле?
Экономика35 минут чтения

Здесь я так и не смогла профессионально реализоваться и найти работу. Я ищу вакансии, но у меня нет разрешения на работу в Малайзии по визе — это сильно затрудняет поиск. Мне нужна компания, которая будет готова сделать полноценную рабочую визу, но у меня не такой большой опыт.

Мы планируем пожить в Малайзии еще около пяти лет. Пока что мы можем путешествовать, у нас есть накопления, и мы комфортно себя чувствуем. Но дальше загадывать трудно.

Мы ставим в центр своей журналистики человека и рассказываем о людях, которые сталкиваются с несправедливостью, но не теряют духа и продолжают бороться за свои права и свободы. Чтобы и дальше освещать человеческие истории, нам нужна поддержка читателей — благодаря вашим пожертвованиям мы продолжаем работать, несмотря на давление государства.
Чтобы не пропускать главные материалы «Холода», подпишитесь на наши социальные сети!

Самое читаемое

Все были уверены, что мать задушила своих четверых детей. Она получила за это 40 лет, но все оказалось совсем по-другому
00:01 19 октября
В сугробе на горнолыжной трассе нашли тело 15-летней девочки. Полиция не сразу поняла, почему пропавшую никто не искал
17:00 5 октября
Молодые девушки пропадали одна за другой. Что с ними случилось, узнали только 10 лет спустя, обнаружив подвал под старым сараем
17:00 2 ноября