Я переехала из башкирского села в Финляндию

Моей семье пришлось занимать деньги на мой переезд, а мне — работать горничной на двух работах
Я переехала из башкирского села в Финляндию

21-летняя Рената три года назад переехала из села в Башкортостане с населением шесть тысяч человек в Финляндию, чтобы получить образование в сфере туризма. Два года она учила финский и готовилась к поступлению, а вся семья откладывала деньги на ее переезд, но этой суммы не хватило, и пришлось брать в долг. Чтобы покрыть все расходы во время обучения, Рената устроилась на две работы, которые она совмещала с учебой. Рената рассказала «Холоду», с какими трудностями столкнулась, как ей удалось справиться с выгоранием и остаться в стране после окончания учебы.

Я выросла в небольшом селе в Башкортостане. В детстве мне казалось, что вокруг — только наше село и ближайшие города Башкортостана, потому что я не путешествовала даже по России. 

В 14 лет я впервые увидела Европу — родственники пригласили нашу семью в гости в Германию и взяли все расходы на себя. Европа казалась чем-то совершенно фантастическим. До сих пор помню, как удивленно смотрела из иллюминатора на идеально ровные поля и безупречно чистые дороги. Возникало ощущение, будто мы приземляемся на другую планету. 

Мне очень понравилось в Германии: все вокруг было красивым, спокойным и комфортным, словно для людей создали идеальные условия жизни. Именно тогда я твердо решила, что буду учиться за границей. Правда, я еще не представляла, как это осуществить. В нашей семье не было больших денег, а жизнь в Европе дорогая. Но я точно знала: я обязательно найду способ уехать.

Спустя два года моя троюродная сестра решила переехать на учебу в Финляндию. Ее родители поинтересовались, не хотела бы я присоединиться. Обучение на финском языке было бесплатным, включая завтраки и обеды во всех колледжах страны. Я сразу согласилась, хотя идея казалась нереальной — я ничего не знала об этой стране. 

Мама была в восторге от моего решения, а вот папе пришлось труднее — он сильно переживал, что я уезжаю так далеко, в чужую страну, где нет знакомых и мало русскоговорящих. Но все в семье понимали: это мой шанс — европейское образование считается престижным, а уровень жизни и доходов в Финляндии намного выше.

Я держала свои планы в секрете

Мы с сестрой начали заниматься финским языком с репетитором — это было непросто. Финский язык невероятно сложный и совершенно не похож на английский. 

Подготовка к поступлению растянулась почти на два года. Нам с сестрой повезло: из-за пандемии экзамены были онлайн, мы просто пообщались с преподавателями по видеосвязи на финском. В итоге нас приняли в колледж на специальность «Туризм» — перспективное и не слишком сложное направление. Мы с сестрой оказались не только в одном городе и колледже, но даже поселились в одной квартире. Это было огромным облегчением — не так страшно, когда рядом есть близкий человек.

Деньги на переезд мы копили всей семьей несколько лет — даже бабушка ежемесячно откладывала часть своей пенсии. Для получения визы требовалось показать внушительную сумму на счете — около полумиллиона рублей. В итоге накоплений не хватило, и пришлось занять недостающую часть у знакомых.

Иконы бодипозитива резко худеют на фоне популярности «Оземпика». Люди чувствуют себя обманутыми
Общество5 минут чтения

Поначалу я держала свои планы в секрете от друзей и одноклассников. Даже не знаю почему — наверное, боялась непонимания, ведь обычно все поступали в Уфу, Казань и Петербург. Когда же я наконец рассказала о поступлении в финский колледж, все были потрясены. Для многих это казалось чем-то невероятным — что можно вот так просто уехать учиться в Европу из маленького села.

Перед переездом я завела блог, где рассказывала про изучение языка и подготовку к поступлению. Он начал активно развиваться только год назад, когда я стала относиться к нему как к настоящей работе — продумывала контент-план, снимала рилсы, искала способы привлечь новую аудиторию. Сейчас у меня почти восемь тысяч подписчиков, у меня есть доход от рекламы, бартер и приглашения на мероприятия.

Это меня очень радует, так как я всегда мечтала стать блогером. Мне нравится делиться историями из своей жизни, вести социальные сети и общаться с людьми. В этом есть что-то волшебное: даже в сложные моменты я могу выйти в онлайн и получить ценную поддержку от подписчиков.

Я не понимала буквально ни слова 

Визу после поступления я получила довольно быстро — процесс занял около полутора месяцев. В 2021 году я переехала в финский город Куопио, где сразу же столкнулась с первыми трудностями. Мы с сестрой рассчитывали на бесплатное общежитие от колледжа, но в итоге пришлось снять комнату в студенческой квартире за 270 евро в месяц. По местным меркам это очень дешево, так что, можно сказать, нам повезло.

Первый день в колледже я запомню навсегда. От всего вокруг болела голова, хотелось расплакаться. Раньше я слышала финский только онлайн, а тут — живая речь, из которой я не понимала совершенно ничего. Буквально ни слова. В тот момент казалось непостижимым, как я буду учиться и что мне со всем этим делать. Только спустя несколько месяцев я начала понимать учителей и местных жителей. Все это время приходилось усиленно заниматься и подтягивать знание финского языка.

Учеба в Финляндии сильно отличается от России. Здесь ты сам решаешь, как учиться, — можно закончить колледж за два года, а можно за три или четыре. Никто не будет торопить — все зависит от твоих планов. В начале каждого учебного года студент встречается с учителем, чтобы обсудить планы и цели. Например, я хотела закончить программу быстрее, и мне составили подходящее расписание. У каждого студента свой темп, предметы и практики, даже при одной и той же специальности. Я закончила учебу за два с половиной года, но, думаю, могла бы справиться и за два.

Большая часть времени уходит на реальную работу по специальности. Сначала ты изучаешь теорию, потом идешь на практику на один-два месяца. Так повторяется каждый год. Практику не оплачивают, но ты получаешь настоящий опыт работы. Я проходила ее в спа-отелях, на рождественской ярмарке, в кофейнях и ресторанах. 

Две работы и ночные смены

В России я никогда не работала, но продолжать брать деньги у родителей не хотелось. Первую работу удалось найти уже через три месяца после переезда — я устроилась горничной в Sokos, крупнейшую сеть отелей Финляндии. Меня приняли без опыта и с довольно слабым знанием финского, что сейчас кажется почти невероятным.

Вскоре мне удалось найти вторую работу — уборщицей. В будни я училась, по выходным работала горничной, а по ночам убирала кабинеты в частной больнице. С таким графиком я жила целый год. Сейчас даже не верится, как мой организм справлялся с такими нагрузками. Но, когда есть цель и желание изменить свою жизнь к лучшему, возможным становится практически все.

Когда я только начинала, моя ставка была 10 евро в час, позже она выросла до 12,5. В первые месяцы я зарабатывала около 800–1000 евро в месяц. Потом, когда стала брать больше смен, доход вырос до полутора тысяч. Этого хватало на все, особенно благодаря дешевому жилью. К 19 годам я обеспечивала себя сама.

Фото: @renata.yagudina / Instagram

Помню, как я увидела свою первую зарплату и была в шоке. После жизни в поселке такие деньги казались чем-то невероятным. У меня была мечта — купить айфон. Всю жизнь я пользовалась недорогими телефонами с плохой камерой, а мне так хотелось делать качественные снимки для блога. И вот на первую зарплату я купила себе iPhone 11. Эту радость невозможно описать словами — я не просто переехала в другую страну, но и сделала себе такой дорогой подарок на свои деньги. Для меня это был не просто телефон, а символ того, как изменилась моя жизнь.

У меня был свой бизнес, а теперь я зарабатываю 40 тысяч рублей. Зато занимаюсь любимым делом
Общество5 минут чтения

Были и другие сложные работы. Одна из них — повар в ресторане быстрого питания, где я готовила бургеры. Помимо основных обязанностей на кухне постоянно добавлялись новые задачи: убираться, принимать заказы, приносить продукты и уносить посуду. Чувствовался постоянный контроль и давление от руководства. 

Еще на своем опыте я узнала, что в Финляндии почти не оставляют чаевые. За все время только несколько раз мне оставляли мелочь, максимум — 20 евро. А вот в Германии, как рассказывала подруга, совсем по-другому: там чаевые — обычное дело. 

Первое время в чужой стране было непросто. Я столкнулась с выгоранием уже через полгода после переезда: невероятно хотелось бросить все, уехать домой и больше никогда не возвращаться в Европу. Думаю, главной причиной было одиночество — я была без друзей и семьи, да еще и с недостаточным знанием языка. Но я не сдалась. Поняла, что нужно что-то менять, начала активно знакомиться с новыми людьми и искать друзей, и стало легче. 

Сейчас я выпустилась из университета, работаю в ресторане в Хельсинки и иногда помогаю в доме престарелых в столовой. Это удивительно милое место: бабушки и дедушки там просто чудесные, они живут в комфортных условиях в мини-квартирах. Многие знают, что я из России, и проявляют искренний интерес: здороваются по-русски или пытаются использовать знакомые им русские слова. Эта доброжелательность очень трогает.

Финляндия изменила мой взгляд на жизнь 

Жизнь в Европе очень на меня повлияла. Здесь все по-другому, но самое ценное для меня — отношение людей друг к другу. Финны очень добрые, всегда улыбаются и готовы помочь. Никто не повысит на тебя голос, не устроит скандал. Например, если ты что-то не понимаешь в университете, тебе спокойно объяснят материал и помогут. Еще никто не заставит тебя выходить к доске, если ты не хочешь. Это совершенно другой уровень уважения, от которого ты сам начинаешь меняться: становишься добрее, больше улыбаешься, заботишься о других. За все годы здесь я ни разу не столкнулась с негативом из-за моего происхождения. Даже наоборот — люди вспоминают русские слова или делятся тем, что знают о стране. 

Куопио. Фото: Kallerna / Wikimedia Commons

Здесь я встретила людей, которые постоянно изучают языки, много путешествуют, открывают собственный бизнес. Их амбициозность и целеустремленность вдохновляют двигаться вперед.

Рассказываем, как не дать ей вас убить
Общество3 минуты чтения

Это сильно отличается от атмосферы моего родного поселка, где у большинства были более скромные планы — например, переезд в соседний город. В этом нет ничего плохого, но там редко услышишь разговоры о глобальных целях. Порой даже не решаешься поделиться своими большими мечтами, опасаясь непонимания или того, что в тебя не поверят. А здесь все живут совсем по-другому — это расширяет кругозор. Например, недавно я была на открытии ресторана, которым владеет русскоязычная девушка. Такие истории по-настоящему вдохновляют — они показывают, что при желании возможно все, даже открыть свой бизнес в чужой стране. 

Однако в Финляндии есть свои особенности. В небольшом городе, где я жила, заведения закрывались рано, а развлечений было немного. Иногда я даже скучала по своему поселку — казалось, будто там жизнь была активнее. 

За четыре года у меня так и не появилось финских друзей. Мне кажется, это общая проблема — мало у кого они есть. Местные жители действительно замкнутые и менее общительные, чем россияне. Впрочем, я думаю, дело не в холодности характера, а в их особом отношении к личному пространству: им важно, чтобы их лишний раз не беспокоили. Мне такой подход очень близок, ведь я сама интроверт. Мое окружение состоит из русскоязычных, и мне комфортно. На финском я работаю, а с друзьями хочется говорить на родном языке. Мы часто выбираемся на природу, посещаем спа, путешествуем по Европе. Раньше я не могла представить такую жизнь. 

Благодаря образованию и работе горничной я получила рабочий вид на жительство на четыре года, который позволяет работать в любой сфере и на любой должности. Кстати, мало кто знает о такой возможности. Главное условие для ВНЖ — окончить учебное заведение в Финляндии и иметь работу к моменту выпуска. 

Из-за плотного графика я езжу домой примерно раз в год. Близкие очень радуются за меня и то, что я смогла пройти весь этот путь и построить свою жизнь здесь. 

Чтобы не пропускать главные материалы «Холода», подпишитесь на наши социальные сети!

«Холоду» нужна ваша помощь, чтобы работать дальше

Мы продолжаем работать, сопротивляясь запретам и репрессиям, чтобы сохранить независимую журналистику для России будущего. Как мы это делаем? Благодаря поддержке тысяч неравнодушных людей.

О чем мы мечтаем?
О простом и одновременно сложном — возможности работать дальше. Жизнь много раз поменяется до неузнаваемости, но мы, редакция «Холода», хотим оставаться рядом с вами, нашими читателями.

Поддержите «Холод» сегодня, чтобы мы продолжили делать то, что у нас получается лучше всего — быть независимым медиа. Спасибо!