Я потратила под миллион на Wildberries

У меня была зависимость от онлайн-шоппинга, но я ее поборола
Я потратила под миллион на Wildberries

29-летняя Ирина Лесина несколько лет была зависима от онлайн-шоппинга. Только за одно посещение Wildberries она могла потратить до трети зарплаты, а общая сумма, потраченная на покупку нужных и ненужных вещей, подобралась к миллиону рублей. Со временем она поняла, что зависимость от шопинга мешает ей жить — и изменила свое отношение к спонтанным покупкам. В этом ей помогла психотерапия и проработка отношений с матерью. Лесина рассказала «Холоду», как она попала в зависимость от онлайн-шоппинга и как смогла от нее избавиться.

Любовь к онлайн-покупкам началась у меня еще в студенчестве, когда я училась в РУДН в Москве. Я думаю, примером для неосознанного подражания стала моя мама. Она очень часто совершает импульсивные покупки — загорелась в моменте, пошла и купила какую-то вещь. Это может быть все что угодно: начиная от влажных салфеток, заканчивая одеждой и техникой. 

Мама не умеет покупать только необходимое. Даже в случае с влажными салфетками она берет по шесть больших упаковок: эти желтенькие, эти розовые, а еще вот такие. В результате пространство в доме просто захламляется, и многое мама даже не успевает использовать. Вещи приходится выбрасывать в мусорку, потому что у них кончается срок годности.

Одежду она никогда не мерила в магазинах. Она просто покупала ее на глаз и примеряла уже дома. Если вещи ей не подходили, она редко их возвращала. То ли ей было лень, то ли она боялась. 

Я наблюдала такое ее поведение с самого детства. Когда уже во взрослом возрасте я стала замечать за собой тот же паттерн поведения, первое время я даже не задумывалась, нормально ли это. Мне просто казалось, что я похожа на маму. Если она может так делать, то какая вообще проблема? Просто человек такой, это его особенность. Осознание того, что это именно проблема, пришло ко мне уже намного позже, после того как я начала работать с психотерапевтом. 

Меня понесло

В студенческие годы у меня было совсем немного денег. Отец переводил мне всего по пять тысяч рублей на неделю, но часть из них я всегда тратила на покупку одежды. В то время я просто пропадала в магазинах и проводила выходные в торговом центре, перебирая вещи. Я могла израсходовать весь свой недельный бюджет на платье, а потом все оставшиеся дни думать, что же мне теперь есть. К счастью, в общежитии все друг другу помогали — с голоду я не умерла.

Фото: Unsplash

Постепенно я начала зарабатывать, а моя тяга к шоппингу перетекла в онлайн-пространство. Я переключилась на маркетплейсы, потому что это удобнее: тебе не надо никуда выходить — просто сидишь дома и скроллишь ленту, выбираешь все, что тебе нравится, и заказываешь.

Я помню свою первую покупку на Wildberries: это был длинный кардиган небесно-голубого цвета, он стоил около тысячи рублей. Тогда я просто хотела посмотреть, как работает маркетплейс. Я его выкупила и забрала, даже не померив в пункте выдачи.

25 лет я безуспешно боролась с лишним весом. Теперь я сбросила 22 килограмма, и у меня появилась надежда
Общество6 минут чтения

Когда я поняла, что это удобно и быстро работает, меня понесло. Чаще всего я покупала одежду — это примерно 70% всех моих заказов. Еще по 10% — это обувь, товары для дома и средства личной гигиены. Однажды я купила на Wildberries ханг, потому что училась на нем играть и хотела плотно этим заняться. Но я быстро потеряла интерес. Он полгода лежал у меня без дела, и мне пришлось его продать. Еще я занимаюсь рисованием, поэтому на маркетплейсах брала себе разные инструменты — холсты, краски, кисточки.

Боялась увидеть, сколько я трачу

Суммы в моей корзине стали стремительно расти. Сначала полторы тысячи, потом две, потом четыре-пять, потом — 10. Однажды я за один раз заказала себе одежды на 40 тысяч рублей — но это была самая крупная моя покупка. 

Фото: Maksim Konstantinov / SOPA Images / Sipa USA / Reuters

Я не вела никакого учета расходов. Особенно в последние годы, когда стала зарабатывать больше и поняла, что могу позволить себе и тратить больше. Мне было очень страшно посчитать и увидеть суммы, которые я трачу на покупки в маркетплейсах. Я боялась разочароваться в себе и понять, что могла бы по-другому распорядиться деньгами, куда-то их отложить и позже купить себе что-то более существенное: хотя бы даже накопить на ипотеку. Было бы обидно признать, что мое отношение к финансам совсем незрелое. 

В среднем я тратила на покупки треть зарплаты: примерно 50 тысяч рублей в месяц, максимум — 70 тысяч.

Облученные личинки жуков появятся в печенье, соусах, хлебе и даже пасте
Мир9 минут чтения

Никакие деньги для покупок я не откладывала: у меня не было финансового планирования. Это было просто: «Ой, а что это у меня деньги лежат? Пойду потрачу». Раньше у меня даже не было мыслей о том, чтобы что-то отложить, попытаться приумножить через банковские вклады или еще как-то инвестировать.

Большой проблемой было то, что даже если я что-то заказывала, а вещь мне не подходила, мне было неудобно отказываться от нее. У меня был иррациональный страх возврата. В какой-то момент я поняла, что делаю так же, как моя мама, ведь она тоже не возвращала не подходившие вещи. Вот и я теперь просто смотрела на вещь: да, вроде налезет, берем. Так у меня дома стали копиться вещи, которые мне не подошли. 

Конечно, если что-то совсем мне не подходило, я могла отдать вещь подруге или знакомой. Иногда я перепродавала их на «Авито», но уже по меньшей цене, ведь вещь в таком случае уже становится б/у, и большинство людей не будут покупать ее за полную стоимость. 

Я чувствовала дискомфорт, но не осознавала его. Я просто постоянно покупала вещи, но сидела и думала: а зачем я вообще это делаю? То есть мне не приносило удовольствия приходить на пункт выдачи и забирать товар, я от этого ничего не чувствовала. А порой я даже разочаровывалась и не понимала: зачем я это купила, для чего мне это? У меня уже есть аналогичный товар, я им пользуюсь, зачем я беру то же самое, но от другого бренда?

Это стало очень сильно угнетать меня, потому что я начала замечать, как цифра на банковском счете стремится к нулю. Я стала думать: «А зачем тогда я вообще это делаю, если мне от этого некомфортно?» Стала больше переживать от того, что денег у меня все меньше и, возможно, к концу месяца придется сводить концы с концами и залезать в кредитные карты. У меня вырос уровень тревожности.

Это мои деньги, я их сама зарабатываю и трачу

Знакомые и друзья особо никак не относились к моей тяге к онлайн-шоппингу. Подруги иногда говорили: «О, Ирка у нас шопоголик, у нее как всегда куча всего». Иногда я разбирала гардероб с ними, и они очень любили на это смотреть, потому что у меня было много прикольных вещей. Но я ни разу не слышала от них что-то вроде: «Ира, ты тратишь слишком много денег на маркетплейсах. Может, тебе нужно как-то перестроить свои доходы и расходы и посмотреть, что ты вообще делаешь?»

Фото: Maxim Shemetov / Reuters

Подобные высказывания я пару раз слышала от своего молодого человека. Но я как-то быстро это пресекла и в довольно агрессивной форме сказала ему, что это мои деньги и я их сама зарабатываю и трачу. Тогда он перестал делать мне замечания. Больше никто не просил меня обратить внимание на мой шопоголизм. Хотя друзья очень удивляются, когда видят, что сумма выкупа у меня на Wildberries под миллион рублей.

На семейные отношения это тоже никак не повлияло. Мои родители никогда не спрашивали, сколько я зарабатываю и трачу. Они видели, что я нормально живу, не голодаю, не оборванка, поэтому были спокойны за меня. 

Новые методы лечения не помогают. Причины — сидячий образ жизни, плохой сон, антибиотики и многое другое
Общество10 минут чтения

К счастью, мне не пришлось залезать в долги, потому что мне всегда стыдно занимать у кого-то деньги. Но однажды у меня упал регулярный заработок, а мне хотелось что-то купить. Тогда я искала, что бы мне продать. Помню, что я за неплохие деньги продала ханг, ботильоны, несколько сумок, которые я не носила, платье и брюки.

Еще я тратила деньги с кредитной карты, и у меня по ней рос долг. Честно говоря, закрывать кредитку было очень сложно. Эти деньги нужно возвращать, а ведь хотелось купить что-то еще. Мне казалось, что это замкнутый круг, и я ужасно себя чувствовала.

Умру в этой куче тряпок

Я уже была в терапии, когда осознала свою проблему. На тот момент я решала другие внутренние вопросы: к психологу я пришла с запросом на отношения с мужчинами. Примерно через два года терапии я поняла, что моя тяга к онлайн-шоппингу мешает мне жить. Стало понятно, что дальше так продолжаться не может, а то когда-нибудь я умру и меня найдут зарытой в куче этих тряпок.

Дома уже не хватало полочек в шкафах и коробочек, чтобы что-то туда складывать. Поэтому на очередную сессию к психологу я пришла с запросом: «Помогите разобраться, какую внутреннюю дыру я пытаюсь закрыть этими покупками». 

Фото: Unsplash

Мы работали над этим около двух лет. Только сейчас я вышла на тот уровень, когда я смотрю на свои финансы и думаю, как не потратить эти деньги и даже заработать больше. Теперь я стараюсь покупать только нужные вещи на замену, когда что-то заканчивается или рвется. Мне уже не хочется импульсивно спускать деньги на маркетплейсах. 

Мы с психотерапевтом очень активно прорабатывали отношения с моей мамой. Как выяснилось, у меня была очень сильная обида на нее. Моя мама — карьеристка, и, когда я была маленькой, она все время была на работе и почти не уделяла мне внимания. В детстве я не получила достаточно эмоциональной близости от общения с ней. У меня это сформировало определенную эмоциональную дыру. 

Как мы их одомашнили, зачем они были нужны людям и почему мы их так любим
Общество10 минут чтения

Чтобы быть заметной для мамы и чтобы она меня приняла, чтобы привлечь ее внимание к себе и заполнить эту огромную дыру в груди и нехватку любви от самого близкого человека, я начала пытаться заполнять ее быстрым дофамином. Вот ты купил что-то, порадовался минутку-другую, а потом ты снова чувствуешь пустоту внутри. Чтобы прикрыть эту дыру, ты пытаешься купить все больше и больше вещей. Кто-то заполняет эту пустоту разными событиями, кто-то заедает, кто-то пьет алкоголь. 

Я делала это с помощью импульсивных покупок. Как только я начинала чувствовать тревогу и ноющую боль в груди, я старалась что-то купить, лишь бы хоть на минутку стало легче.

Работа над собой 

Осознавать свою проблему и работать над ней было тяжело. Сначала я выбрала не самый верный подход — пыталась насильно заставить себя уделять онлайн-шоппингу меньше времени. В целом это у меня получалось, но бывали моменты, когда я срывалась. Я могла за один раз набить корзину до предела и заказать огромное количество позиций. В пункте выдачи мне выносили огромную коробку с кучей вещей, и я думала: «Господи, что же мне с этим делать? Как мне сейчас все это смотреть, перебирать, зачем оно мне надо?»

Потом я выбрала для себя другой подход. Когда я заходила на маркетплейс, то старалась вести себя осознанно и сразу задавать себе вопросы: а нужно ли мне то, что я сейчас делаю? Позднее эти вопросы углубились до рефлексии и размышлений о том, нехватку каких эмоций я стараюсь закрыть этими покупками. Я стала думать, как мне восполнить этот дефицит по-другому, не тратя времени и денег.

Фото: Unsplash

Постепенно я начала давать себе эти недостающие эмоциональные пазлы, которые были мне нужны. Например, я очень нуждалась в эмоциональной близости и решила компенсировать это через встречи с друзьями. Мы с подругами стали проводить больше времени вместе. Я старалась больше общаться с родителями, выезжать на природу. Начала уделять время спорту и поняла, что мне очень нравится бегать. 

Когда я начала прорабатывать отношения с мамой и учиться давать недостающую любовь себе сама, то стала замечать: мне не так уж нужно то, что я покупаю. Я просто старалась получить эмоции через вещи. Но ты начинаешь работать с этим и понимаешь, что эмоции зависят от твоего внутреннего состояния. 

Эти ограничения подрывают возможности медиа зарабатывать и ставят их в уязвимое положение
Общество6 минут чтения

Когда я заменила бесконечный онлайн-шоппинг общением и хобби, тяга к нему постепенно начала уходить. Я сосредоточилась еще и на том, чтобы получать эмоции и радость от рисования, которое мне очень нравится, от посещения мастер-классов. Вот так маленькими шагами я привела свой внутренний мир в баланс. 

Могу сказать, что, когда ты осознаешь свои эмоциональные потребности и учишься закрывать их по-другому, эта зависимость пропадает. Теперь мне не хочется в любую свободную минуту зайти на Wildberries, что-то там посмотреть и купить. 

Теперь перед каждой покупкой я спрашиваю себя, действительно ли мне нужна эта вещь. А еще мне помогает набрать в корзину товар и не покупать его сразу, а отложить телефон и примерно на сутки забыть об этом. Если на следующий день я вспоминаю о том, что накидала туда, или хотя бы о части позиций, которые хотела купить, то заказываю их. Остальное я удаляю.

Теперь, когда ко мне приезжает одежда, я обязательно меряю ее сразу в пункте выдачи. В примерочной я смотрю на себя в зеркало и честно отвечаю на вопрос: нравится ли мне, как сидит вещь, действительно ли я ее хочу? Я научилась ловить свой внутренний отклик, и мне стало намного комфортнее.

Чтобы не пропускать главные материалы «Холода», подпишитесь на наши социальные сети!

«Холоду» нужна ваша помощь, чтобы работать дальше

Мы продолжаем работать, сопротивляясь запретам и репрессиям, чтобы сохранить независимую журналистику для России будущего. Как мы это делаем? Благодаря поддержке тысяч неравнодушных людей.

О чем мы мечтаем?
О простом и одновременно сложном — возможности работать дальше. Жизнь много раз поменяется до неузнаваемости, но мы, редакция «Холода», хотим оставаться рядом с вами, нашими читателями.

Поддержите «Холод» сегодня, чтобы мы продолжили делать то, что у нас получается лучше всего — быть независимым медиа. Спасибо!