Танкер российского теневого флота «Eagle S», задержанный береговой охраной Финляндии по подозрению в диверсии на подводном силовом кабеле, перевозил устройства для прослушивания военных частот связи. Оборудование позволяло следить за активностью военных кораблей и авиации НАТО, сообщило британское издание Lloyd’s List со ссылкой на отчеты о проверке судна датскими и финскими властями.
Танкер «Eagle S» пересек линию кабеля «Estlink 2» поздно вечером в среду, 25 декабря. Тогда же энергетическая компания «Fingrid» сообщила о прекращении передачи электроэнергии. 26 декабря финская береговая охрана остановила судно в Финском заливе, объявила арестованным и отконвоировала к финскому побережью.
Высокотехнологичное приемо-передающее оборудование, которое размещалось на борту танкера, было «ненормальным для торгового судна» и потребляло слишком много энергии судового генератора, приводя к неоднократным отключениям питания. Об этом Lloyd’s List рассказал источник, знакомый с судном и оказывавший его команде коммерческие услуги семь месяцев назад.
Помимо «Eagle S», аналогичное оборудование было установлено и на другом танкере российского теневого флота — находящемся под санкциями Великобритании «Swiftsea Rider», рассказали собеседники издания. Полученные данные позволяют называть подобные суда «шпионскими», пишет Lloyd’s List.
Ходящий под флагом Островов Кука танкер «Eagle S» и «Swiftsea Rider» под флагом Гондураса — два из 26 старых связанных с Россией танкеров, которых называют теневым флотом, пишет Lloyd’s List. Суда объединяет непрозрачная структура собственности, включая две компании, против которых 12 месяцев назад правительство Великобритании ввело санкции за «поддержку военной машины Путина».
«Eagle S» и «Swiftsea Rider» были куплены в 2022-2023 годах и переданы компании «Eiger Shipping», судоходному подразделению российского нефтетрейдера «Litasco». «Eagle S» был построен около 20 лет назад.
Источник передал Lloyd’s List около 60 конфиденциальных документов о судне «Eagle S», включая отчет о проверке, которая проводилась в датских водах в июне. В отчете, в частности, говорилось о многочисленных недостатках судна, связанных с безопасностью и низком уровнем технического обслуживания. Эти недостатки «ставили под угрозу экологическую безопасность и безопасность экипажа», объяснили журналисты.
Собеседники издания рассказали, что прослушивающее и записывающее оборудование было в свое время доставлено на танкер в «огромных переносных чемоданах». Кроме него на борт попали «многочисленные ноутбуки» с клавиатурой для турецкого и русского языков. Оборудование было размещено на мостике, а также на «обезьяньем острове» — самом высоком месте судна.
Один из собеседников Lloyd’s List рассказал, что на борту «Eagle S» в момент проверки находилось «постороннее лицо, не являющееся моряком».
Приемо-передающие устройства использовались для записи всех радиочастот и по прибытии в Россию были выгружены для анализа, рассказал источник. «Они следили за всеми кораблями и самолетами ВМС НАТО. У них была вся информация, они просто сверяли их частоты. Русские, турецкие, индийские офицеры-радисты управляли оборудованием», — рассказал собеседник Lloyd’s List. По его словам, «Eagle S» сбрасывал в Ла-Манш «устройства типа датчиков».
Повреждение кабеля «Estlink 2» стало вторым случаем диверсии на жизненно важных подводных коммуникациях между странами-союзниками по НАТО за последние два месяца. Это первый случай, когда коммерческое судно, подозреваемое в саботаже, было взято под стражу властями одной из стран, пишет Lloyd’s List.
В конце ноября в Балтийском море были повреждены подводные кабели между Германией и Финляндией, а также Литвой и Швецией. Датские власти задержали по подозрению в диверсии китайский сухогруз «Yi Peng 3», который шел из российского порта Усть-Луга.