В результате крушения двух российских танкеров в Керченском проливе 15 декабря более трех тысяч тонн мазута вылилось в Черное море — теперь десятки километров пляжей Анапы покрыты нефтепродуктами. Из-за них умирают краснокнижные животные, а купальный сезон может оказаться под угрозой из-за риска отравления химикатами. На месте катастрофы работают волонтеры и региональные власти, но экологи уверены, что этого недостаточно — нужно объявить режим ЧС федерального уровня и стягивать силы со всей страны. В Кремле, однако, этого делать не хотят. «Холод» рассказывает о последствиях одной из крупнейших экологических катастроф в истории России.
15 декабря в Керченском проливе потерпели крушение два танкера, перевозившие нефтепродукты. Рано утром «Волгонефть-212» разломился на две части и ушел под воду. Один член экипажа погиб из-за переохлаждения. Спустя полтора часа в том же районе произошла вторая авария с танкером «Волгонефть-239». Судно вынесло на мель в 80 метрах от берега неподалеку от порта Тамань. Члены экипажа не пострадали.
Суммарно танкеры перевозили 9,2 тысячи тонн нефтепродуктов. По предварительным данным, почти четыре тысячи тонн вылились в море, загрязнив 54 километра береговой линии Черноморского побережья — от Темрюкского района до Анапы. В результате загрязненными могут оказаться до 200 тысяч тонн грунта.
После 15 декабря в Керчи, Анапе и Темрюкском районе Краснодарского края ввели режим ЧС. Самая обширная зона загрязнения — в Анапе, а сильнее всего пострадал «Белый пляж» в районе Джеметинского проезда. Местные блогеры также публиковали видео с мазутом на пляже у «Гранд Отеля» рядом с Центральным пляжем города и на пляже «Лазурный берег». В зоне ЧС уже погибло 210 птиц и 19 дельфинов-азовок.
Экологи называют разлив катастрофой, угрожающей всей экосистеме региона. При этом реальные масштабы оценить пока трудно, говорит эколог Евгений Симонов. Нет официальных сводок, которые бы качественно описывали последствия разлива, на основе которых можно было бы строить прогнозы.
«Судить, что будет дальше, можно только имея полную картинку. А этой картинки, кажется, нет даже у тех, кто принимает решения», — говорит Симонов.
Советское качество
Опрошенные «Холодом» экологи называют причиной катастрофы возраст судов и их неспособность работать в море при высоких волнах. Оба танкера — старые. «Волгонефть-212» построили в 1969 году, а «Волгонефть-239» — в 1973 году, в то время как средний безопасный возраст эксплуатации таких судов — 25 лет, а максимальный — 40.
«Сейчас это суда пенсионного возраста», — говорит Симонов.
При этом танкеры серии «Волгонефть» изначально проектировались как речные суда, а в 1990-е годы их переоборудовали в суда класса «река-море», удалив среднюю часть корабля. Именно такая модификация и является причиной, почему они ломаются пополам, объясняет Симонов.
В 2007 году при таких же обстоятельствах — в результате сильного шторма в Керченском проливе — затонул танкер «Волгонефть-139», и в море попало около двух тысяч тонн мазута. Тогда ущерб, нанесенный окружающей среде из-за разлива нефти и серы, оценивался примерно в 20 миллиардов рублей (более 70 млрд в 2024 году).
«Тот случай показал, что эти танкеры пускать в море нельзя. То, что происходит сейчас, показывает, что никаких уроков из этого не извлекли», — говорит Симонов.
Сейчас в России эксплуатируются около 50 судов «Волгонефть». Как минимум два из них возрастом более 40 лет были замечены в Черном и Азовском морях и после крушения 15 декабря.
Нет ресурсов
Утром 19 декабря МЧС сообщило, что в очистке пляжей Краснодарского края участвуют около пяти тысяч спасателей и волонтеров. Кроме того, задействованы 300 военнослужащих и сотрудники более 120 санаториев. Они вручную убирают мазут, используя лопаты.
Несмотря на усилия волонтеров, очистка идет медленно, мешки с собранным мазутом несколько дней лежат на пляжах и протекают, а в ночь 23 декабря несколько мешков, которые не успели вывезти с берега, смыло обратно в море. Это все может привести к повторному загрязнению.
«Столько труда насмарку! И так последствий этого бедствия не избежать, но еще и усугубляется халатностью и безалаберностью», — написал активист, снявший на видео мешки, которые уносит обратно в море.
Жителей Анапы ситуация не устраивает — 23 декабря они потребовали от Путина отправить в город «профессиональные ресурсы» и технические средства, которые помогут устранить последствия разлива.
«Недавно было объявлено, что на устранение последствий работают пять тысяч волонтеров и спасателей. Мы считаем, что на столь обширной территории бедствия даже условные 50 тысяч человек с лопатами не способны решить вопрос и спасти ситуацию. Подавляющее большинство людей работает без необходимых средств защиты, а многие по незнанию используют противопылевые респираторы, которые причиняют еще больший вред здоровью, затрудняя дыхание, но не спасая людей от ядовитых токсических испарений», — говорится в обращении жителей.
В офисе Greenpeace в Центральной и Восточной Европе тоже недовольны реакцией властей на происшествие, в частности тем, что ответственность за очистку территории переложили на региональные власти, у которых нет достаточных ресурсов и навыков для ликвидации аварий такого масштаба. Для очистки необходимо привлечь силы федерального МЧС, уверены в организации.
Чтобы отчитаться перед начальством, местные чиновники могут только очистить наиболее посещаемые и видимые места, а мазут захоронят недалеко от побережья, предполагают в Greenpeace.
Симонов тоже называет реакцию властей «неадекватной»: по словам эксперта, это катастрофическое явление редкой повторяемости, для ликвидации последствий которого необходимо стягивать силы со всей страны. «Муниципалитеты, у которых полтора трактора, вынуждены все свои силы бросить на то, что они ликвидировать в целом не могут», — говорит он.
По словам Симонова, необходимо также подключить компании, у которых есть ресурсы, способные бороться с разливами — например, «Роснефть», которая пока ничего не предприняла для помощи.
В ответ на жалобы утром 24 декабря в СК решили возбудить уголовное дело из-за того, что не приняты меры для ликвидации последствий разлива. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что разлив нефти — «крупная экологическая катастрофа», но вводить режим федеральной чрезвычайной ситуации власти, по его словам, не планируют.
Перья в мазуте
Пока откачка мазута не началась, поэтому предсказывать масштабы катастрофы и его возможные последствия сложно, говорит Симонов. Однако точно ясно, что она приведет к существенным загрязнениям побережий и повлияет на численность рыб, птиц и китообразных.
Мазут покрывает перья птиц, мешает им летать, плавать и сохранять тепло, что приводит к их гибели, говорят в российском офисе Greenpeace. Волонтеры в Анапе и Тамани начали кампанию по спасению птиц, однако многие из них все равно погибнут от токсичного воздействия нефтепродуктов. После катастрофы 2007 года погибло около 30 тысяч водоплавающих птиц, вспоминает Симонов.
Под риском также два вида дельфинов, морские свиньи (к которым относится черноморская морская свинья или дельфин-азовка) и семь видов рыб, занесенных в Красную книгу России. С момента крушения танкеров по 24 декабря экологи уже зафиксировали 19 погибших азовок.
Обитатели моря пострадают от катастрофы и в долгосрочной перспективе: высокие концентрации токсичных углеводородов снизят уровень их воспроизводства и приведут к сокращению популяций. Пострадает также морская флора — подводные растения, создающие среду для жизни и размножения рыб. Воздействие нефтепродуктов приведет к их отравлению, болезням и возможной гибели.
Непригодные пляжи
Туроператоры считают, что туристический сезон не окажется под угрозой, потому что пляжи очистят от мазута до этого. «Судя по прошлым инцидентам, летнему купальному сезону в Анапе мы пока угрозы не видим. До лета еще полгода, пляжи и акваторию, несомненно, очистят, и купаться можно будет безопасно», — говорит генеральный директор туристического холдинга Atelika Hotel Group Алексей Высоканов.
Однако экологи предупреждают о рисках в случае, если не получится быстро собрать мазут с поверхности пляжей. «В первый же шторм он уйдет вглубь песка. И тогда убрать его будет уже невозможно. В этом случае пляжи будут непригодны для отдыха надолго — при нагреве солнцем заглубленный мазут будет активно выделять легкие фракции, наиболее токсичные и вонючие. При волнении он также будет постоянно загрязнять воду у берега, делая ее непригодной для купания», — пишет в фейсбуке независимый эколог Дмитрий Лисицын.
Контакт с мазутом повышает риск развития раковых, респираторных и кожных заболеваний. Например, вдыхание его паров может привести к развитию бронхита и пневмонии, а попадание его на кожу — к дерматиту или экземе. Десятки волонтеров, которые убирают мазут, уже обратились к врачам с симптомами отравления нефтепродуктами.
Даже если удастся очистить пляжи, весь мазут собрать невозможно: как пишет Лисицын, обычно удается убрать не более 10–15% от объема разлива, а остальное остается в морской среде. Очень сложно также убрать нефть с загрязненных скалистых берегов, добавляют в Greenpeace. Из-за этого остатки нефти могут сохраняться там в течение нескольких лет — как это было после аварии 2007 года.
По состоянию на 23 декабря, мазут из танкера «Волгонефть-212», обломки которого лежат на дне Керченского пролива, по-прежнему продолжает вытекать.
«Холоду» нужна ваша помощь, чтобы работать дальше
Мы продолжаем работать, сопротивляясь запретам и репрессиям, чтобы сохранить независимую журналистику для России будущего. Как мы это делаем? Благодаря поддержке тысяч неравнодушных людей.
О чем мы мечтаем?
О простом и одновременно сложном — возможности работать дальше. Жизнь много раз поменяется до неузнаваемости, но мы, редакция «Холода», хотим оставаться рядом с вами, нашими читателями.
Поддержите «Холод» сегодня, чтобы мы продолжили делать то, что у нас получается лучше всего — быть независимым медиа. Спасибо!