Основатель российской студии геймдизайна Ice-Pick Lodge Николай Дыбовский оказался в центре скандала. Его жена Рената Курляндцева обвинила его в побоях и алкоголизме, объявила о решении развестись и уехала с их четырехлетним сыном к своим родителям в Крым. После этого, по ее словам, Дыбовский попытался ее вернуть и даже шантажировал деньгами, а на очередной встрече похитил ребенка. Также Курляндцева рассказала, что бывший муж избил ее отца. После того как обвинения в адрес Дыбовского стали публичными, его бывшие студентки сообщили о том, что он манипулировал ими и склонял их к сексу. «Холод» рассказывает, что об этом известно.
Студия Дыбовского Ice-Pick Lodge разрабатывает игры с начала 2000-х годов. Успех и выход на иностранный рынок студии обеспечила серия «симуляторов выживания в условиях эпидемии» «Мор» (в англоязычном издании — «Pathologic»). Согласно данным Steam Spy, «Мор» 2019 года скачали более 500 тысяч человек. В конце ноября студия анонсировала третью номерную часть франшизы, выход которой запланирован на 2025 год.
Рената Курляндцева опубликовала пост с рассказом о своем бывшем муже на сайте для разработчиков видеоигр DTF 20 декабря. По ее словам, в декабре 2024 года Николай Дыбовский, с которым она на тот момент уже рассталась, договорился с ней о встрече с ней и их сыном Юрой в одном из кафе города Старый Крым. Воспользовавшись моментом, когда Курляндцева отошла в уборную, он вывел ребенка из помещения и увез на заранее подготовленной машине (Курляндцева опубликовала видео с камер в кафе). Как сообщили свидетели, Дыбовский сказал сыну, что они едут покупать маме цветы и подарок.
По словам Курляндцевой, она почти сразу обратилась в полицию. Сотрудники МВД позвонили Дыбовскому и, убедившись, что мальчик с отцом, больше ничего не предприняли, несмотря на судебное решение о проживании ребенка с матерью. Все это время Дыбовский, по словам Курляндцевой, переписывался с ней, но не давал поговорить с сыном.
На следующий день она, опасаясь, что Дыбовский может увезти сына за границу, решила поехать в Москву, чтобы оформить запрет на выезд ребенка. На железнодорожном вокзале она случайно встретила мужа с сыном. Как говорит Курляндцева, как только она взяла сына на руки, Дыбовский ударил ее кулаком по голове. Присутствовавший там отец Курляндцевой попытался вступиться за дочь и прикрыл ее собой, в ответ на что Дыбовский начал его избивать. «Результат — отец попал в больницу с сотрясением мозга», — сказала Курляндцева.
Сейчас Рената Курляндцева и ее сын находятся в неизвестном Дыбовскому месте. Она рассказала «Холоду», что ее отец подал заявление об избиении в полицию: «Идет проверка, этим занимается транспортная полиция города Феодосии».
«Холод» попытался связаться с Дыбовским, однако он не ответил на сообщение, хотя и прочитал его. На звонок он также не ответил.
Чтобы жила в Москве под его контролем
Курляндская и Дыбовский познакомились в 2018 году в Высшей школе экономики. Она училась на первом курсе школы дизайна, а он был ее преподавателем по геймдизайну. В 2019 году они поженились. Так как Рената татарка и исповедует ислам, брак был заключен и по шариату — для этого Дыбовский тоже принял ислам. После рождения ребенка в 2020 году Курляндцева прервала обучение; сейчас она учится на последнем курсе заочно. По ее словам, до свадьбы она не знала о пристрастии мужа к алкоголю, и только с рождением ребенка это стало для нее очевидным.
«Пил как не в себя, уходил в длительные водочные запои, пропадал из дома, в пьяном виде его даже сбивала машина», — заявила Курляндцева.
Курляндцева рассказывает, что в мае 2024 года Дыбовский, будучи пьяным, поднял на нее руку — «бил при ребенке по лицу и голове». Тогда она решила уйти от мужа и уехала к родителям в Крым, забрав сына, — оставаться в Москве она не хотела, опасаясь, что Дыбовский будет ее преследовать. «Я опасалась, что он опять распустит руки, так как первое время после моего решения Николай пребывал в неадекватном состоянии, осыпая меня то признаниями в любви, то проклятиями и угрозами отнять сына», — объяснила она.
По словам Курляндцевой, муж также рассказал ей о своих изменах, о которых раньше она знала лишь по слухам. Она сказала «Холоду», что по шариату они уже не в браке, а в октябре суд решил, что во время бракоразводного процесса ребенок будет жить с матерью.
Находясь в Крыму, Курляндцева, по ее словам, не запрещала мужу общаться с сыном по телефону, а в июле даже сообщила, где они находятся, и разрешила ему увидеться с ребенком. В ту встречу, вспоминает она, Дыбовский убеждал ее, что лечится от алкоголизма.
«Когда Николай был трезвым, никто не мешал ему звонить и лично видеться с сыном, о чем свидетельствует куча фото, которые мы делали на этих прогулках. Естественно, из соображений безопасности я всегда была рядом с сыном», — написала Курляндцева, опубликовав фотографии совместных прогулок.
По ее словам, встречи проходили хорошо, они с Дыбовским даже обсуждали возможность подписания мирового соглашения, когда супруги сами решают, с кем останется ребенок после развода. Курляндцева говорит, что тогда Дыбовский «абсолютно усыпил» ее бдительность. При этом, судя по опубликованным Курляндцевой скриншотам, в сообщениях жене Дыбовский обвинял ее в том, что она препятствует его встречам с сыном, а также вымогает деньги «в такой форме, которая полностью развязывает руки» Курляндцевой, а его «лишает малейшего влияния на происходящее».
Как рассказала Курляндцева, Дыбовский переводил минимальную сумму (в среднем 20 тысяч рублей в месяц) в качестве алиментов и поставил перед ней условия, после выполнения которых согласится обеспечивать сына полноценно: он хотел, чтобы Рената и сын жили в Москве в квартире, к которой у него будет круглосуточный доступ, а также требовал, чтобы она прекратила общение со своими родителями и не показывала им ребенка. Курляндцева отказалась.
«Ребенок не будет сосать лапу, если ты будешь вести себя адекватно», — писал Дыбовский жене.
Сразу после начала бракоразводного процесса Дыбовский закрыл свою компанию, «продал долю и зарегистрировал новую в Казахстане», говорит Курляндцева, ссылаясь на его же сообщения (скриншот есть в ее посте). Это было сделано, чтобы занизить доходы и, соответственно, алименты, уверена она.
Согласно ЕГРЮЛ, у Ice-Pick Lodge сейчас действительно новый генеральный директор, а владеет компанией АО «НИВ». Однако в недавнем интервью Дыбовский заявлял, что до сих пор является «лицом» компании и фактически ею управляет.
Страшно было оставаться с ним наедине
После того как Рената Курляндцева опубликовала рассказ о том, как муж похитил их ребенка, ее поддержали бывшие студентки Дыбовского. Сейчас они готовятся выпустить совместное заявление, рассказали собеседницы «Холода», пожелавшие остаться анонимными. Бывшая студентка Дыбовского, составляющая это заявление, рассказала «Холоду», что Дыбовского обвиняют в «манипуляциях, когда более статусный человек склоняет к сексу».
Одна из бывших студенток Дыбовского сказала «Холоду», что тот проявлял к своим студенткам «нездоровый интерес», который выражался в «переписках, платонических и не только романах, кого-то он просто за собой по встречам таскал и пытался продвинуть в карьере». Когда она познакомилась с Дыбовским, ей было 16 лет. Она утверждает, что как минимум с тремя девушками из ее окружения у Дыбовского были отношения.
Еще одна девушка в разговоре с «Холодом» сообщила, что Дыбовский позволял себе «много тактильного контакта для преподавателя». По ее словам, однажды он держал ее за коленку, будучи пьяным. Другой студентке он написал сообщение, которое потом удалил: «Ебать я тебя не буду (хотя безумно хочется)» (скрин уведомления есть в распоряжении «Холода»).
В комментариях к посту Курляндцевой пользовательница под ником Настасья написала, что в 2018–2022 годах была студенткой Дыбовского, и «за эти годы прошла все стадии от восхищения до отвращения к данному человеку». По словам Настасьи, в конце учебы ей было страшно оставаться с Дыбовским наедине. Он старался быть для студентов «добрым наставником-отцом», но в то же время «предлагал им интимные отношения», утверждает девушка.
В 2021 году в сети уже появлялись сообщения о том, что Дыбовский приставал к студенткам ВШЭ. Его даже обвиняли в сексуальных отношениях с несовершеннолетними. Тогда он это отрицал. По его словам, ВШЭ проводила расследование, после чего все обвинения против него были сняты. Позже Дыбовский уволился из вуза, говорят его студенты. «Холод» отправил запрос о комментарии во ВШЭ, но ответа на него на момент публикации не поступило.
Пользовательница DTF под именем Алина Даниленко (в посте указано, что она хотела бы сохранить анонимность, поэтому имя, вероятно, вымышленное), утверждающая, что она работала в Ice-Pick Lodge, также написала пост о Дыбовском. По ее словам, по студии ходили слухи о домогательствах к девушкам в офисе, они боялись оставаться с Дыбовским наедине: «Они, кажется, даже ходили жаловаться к руководству, но никаких санкций в адрес Дыбовского не последовало».
Пользовательница пишет, что Дыбовский — «воплощение самых отвратительных человеческих черт», под маской которого скрывается «абьюзер, хам, манипулятор, безответственный пьяница и человек, не знающий личных границ». Она заявила, что ее бывший начальник «регулярно срывал сроки, нарушал договоренности, применял психологическое насилие в отношении своих подчиненных, друзей и родственников» — «а в некоторых случаях и физическое».
«Холоду» нужна ваша помощь, чтобы работать дальше
Мы продолжаем работать, сопротивляясь запретам и репрессиям, чтобы сохранить независимую журналистику для России будущего. Как мы это делаем? Благодаря поддержке тысяч неравнодушных людей.
О чем мы мечтаем?
О простом и одновременно сложном — возможности работать дальше. Жизнь много раз поменяется до неузнаваемости, но мы, редакция «Холода», хотим оставаться рядом с вами, нашими читателями.
Поддержите «Холод» сегодня, чтобы мы продолжили делать то, что у нас получается лучше всего — быть независимым медиа. Спасибо!