Этот дед — супер

Почему после смерти Линча у многих ощущение личной потери?
Этот дед — супер

15 января умер американский кинорежиссер Дэвид Линч, автор легендарных фильмов «Шоссе в никуда», «Малхолланд Драйв», сериала «Твин Пикс», один из самых известных режиссеров в истории кино. Ему было 78 лет. По просьбе «Холода» кинокритик Владимир Лященко рассказывает, почему его фильмы так сложно было расшифровать и стоит ли этим заниматься. 

«Как будто родной дед умер», — примерно такая реакция на смерть Линча возникла у многих, во всяком случае, если судить по моей ленте. Он и правда был идеальным дедом — например, для того, чтобы поделиться его картинкой с друзьями, когда настроение не очень. Или каждый день узнавать у него про погоду: в течение двух с половиной лет Линч записывал и выкладывал в ютубе сводки погоды из своего дома в Лос-Анджелесе. 

Фото: David Lynch Theatre / Youtube

«Можете ли вы в это поверить, опять пятница!» — к этой фразе он пришел довольно быстро и, кажется, не забывал использовать в каждом пятничном обзоре. Заодно — каждый обзор от 40 секунд до полутора минут — успевал сообщить, о чем с утра думал. Именно сообщить — никаких философских рассуждений, а буквально сводка: число, день недели, месяц, год, столько-то градусов по Фаренгейту, столько-то по Цельсию, солнце светит или (очень редко, Лос-Анджелес же) облачно. И где-то на тридцатой-сороковой секунде что-то вроде: «Сегодня я думал про музыкальную композицию (чаще песню) такую-то — кажется, это любимая вещь, которую Анджело (Бадаламенти) и я записали в таком-то году, день сегодня, похоже, будет солнечный, легкий ветерок, всем отличного дня!» 

Когда-то здесь был экономический центр региона, а теперь нет даже школы. Но жители наслаждаются жизнью и готовятся к смерти поселка
Общество5 минут чтения

Непонятно, объясняет ли это что-то про Линча, но вы попробуйте посмотреть эти записи подряд — очень успокаивает, даже если за окном совсем не солнечная Калифорния, потому что этот дед — супер.

Кадр: сериал «Твин Пикс» / Republic Pictures

Вообще странно было бы думать, что Линч прямо-таки всем тут был дедом, однако он точно оказался для постсоветского пространства тем режиссером, который больше, чем режиссер. Кажется, корни этого явления следует искать в истории российского телевидения: 4 ноября 1993 года «1-й канал Останкино» начал транслировать сериал «Твин Пикс». 

В Италии они есть, а в России их на самом деле нет
Общество14 минут чтения

Был ли у его зрителей опыт просмотра какого-либо другого сериала, который не то что не был «мылом», а сразу мог быть записан в категорию «радикальный артхаус»? Многие ли к тому моменту уже видели «Твин Пикс» на видеокассетах? А сколько человек видели полнометражные фильмы Линча: «Синий бархат», «Диких сердцем», «Голову-ластик» с «Человеком-слоном»? 

Кадр: сериал «Твин Пикс» / Republic Pictures

Тут пригодилось бы масштабное социологическое исследование про влияние «Твин Пикса» на зрителей 1990-х, но в наличии только собственный опыт и фрагментарные воспоминания других свидетелей эпохи. Это было что-то магическое: от заставки с соснами и музыкой того самого Бадаламенти до, разумеется, Черного вигвама и жутковатой речи карлика, слова которого были пущены задом наперед — какой простой, но какой действенный прием. 

Кадр: сериал «Твин Пикс» / Republic Pictures

А вот что это еще и очень смешной сериал — почему-то из памяти стерлось и заново (а может, и впервые) обнаружилось уже перед внезапным третьим сезоном спустя 30 лет. Хотя кто-то наверняка знал и помнил это всегда, а кто-то пересматривал «Твин Пикс» раз в пару лет и переоткрывал эффект раз за разом. Да и как это могло стереться, если посреди ужасного и странного — агент Купер с кружкой чертовски хорошего кофе, диктофоном и не вписывающейся в окружающий пейзаж улыбкой оптимиста. 

К 2050 году миллиарду людей будет нечего есть. Где будет хуже всего и можно ли это остановить?
Мир6 минут чтения

Воспроизвести эту хтонь в российском кино ни у кого не получалось, хотя попыток было много. Из своей головы всех этих линчевских людей и нелюдей не достать — либо подражание будет, либо совсем другая потусторонность. Например, страшная, но совсем не смешная. Или наоборот. А вот так, чтобы в ней хотелось оказаться, несмотря на весь ужас, — никогда. Зато до сих пор многие, когда заходит речь про расцвет сериалов в эпоху «Нетфликса» и прочих стримингов, первым авторским сериалом называют «Твин Пикс» — мол, задолго до того, как сериалы перестали быть делом второсортным, был Линч и был городок в соснах. 

Кадр: сериал «Твин Пикс» / Hulu

При этом, кроме самого Линча, никто ничего подобного на ТВ так и не сделал, пожалуй. То есть выдающиеся, авторские, артхаусные и так далее сериалы появились, но только сам Линч смог повторить что-то по-настоящему линчевское — когда в 2017 году снял для Showtime третий сезон сериала. Первый и второй, напомню, были сняты и показаны в Штатах в 1990–1991 годах. И почти через 30 лет третий не оказался ностальгическим фансервисом, хотя фанаты вдоволь смогли поностальгировать. И не оказался напоминанием, что в одну реку не войти дважды. Получилось и совсем «как тогда» — удивительно живо, и совсем по-новому, и снова весело и страшно. А потом была восьмая (из 18) серия — и стало понятно: так больше никто не мог. Да и кому бы позволили? 

Кадр: сериал «Твин Пикс» / Hulu

По памяти: почти всю серию мы смотрим на застывший, но не вполне неподвижно, ядерный взрыв. Под жуткий гул. И не как его обычно показывают — грибом, а как будто самого зрителя поместили в центр сверхновой или калейдоскоп рассыпался перед внутренним зрением. Минут 10 точно. А может, и 20. Проверять память не хочется — как в диалоге из «Шоссе в никуда»:

Мне нравится помнить все по-своему… 

— Что ты имеешь в виду? 

— Так, как я все запомнил… Не обязательно так, как все случилось.

Можно ли вообще объяснить что-то про Линча, не заставив человека его посмотреть хотя бы час? Что сообщит набор тегов из текстов про его кино: визионер, сюрреалист, трансцендентальная медитация, дед, женщина с поленом, кто убил Лору Палмер, синий бархат, одна женщина в беде, две женщины в беде, трое человек в костюмах кроликов? Что-то из этого надо было видеть, что-то просто истрепано или никогда ничего не помогало описать. Кого только ни называют визионерами — каждый год их десяток объявляют, как грибов этих визионеров. 

Дэвид Линч на открытии своей выставки в галерее Griffin LA 12 сентября 2009 года. Фото: Lester Cohen / WireImage / Getty Images

А живопись его вы видели? Она и очень похожа, и совсем не похожа на его кино. На картинах — застывшая жуть. В коротких комиксах (да, он еще и комиксы рисовал) жуть начинает движение, заговаривает со зрителем и оказывается веселой — поищите «Самую злую собаку на свете» (The Angriest Dog in The World). Когда Линч наводит на жуть камеру, она если и не растворяется полностью в чем-то подозрительно уютном, то встраивается в повседневность. 

Спектакли без слов, ивенты для диаспоры или настоящий космополитизм?
Общество6 минут чтения

Иной режиссер мог бы этим и ограничиться — получился бы какой-нибудь пост-хоррор с метафорами или «просто полюбоваться». Линч же раз за разом проделывал нечто, из-за чего его бесконечно пытаются дешифровать, толковать, интерпретировать. Версии встречаются разные. В его фильмах существует только реальный мир, а все потустороннее — это аберрации сознания и памяти? В его фильмах существует только потустороннее, а все, что мы принимаем за реальность, — это иллюзия? Он просто издевается над зрителями, выдавая за сложные загадки коллаж из несовместимого, а за шифр — россыпь случайного? 

Кадр: фильм «Малхолланд Драйв» / Universal Pictures

Последнее совсем уж вряд ли — я знаю как минимум одного человека, способного пересказать сюжет «Малхолланд Драйв» так, что это получается связной историей про безумие, посетившее актрису, сломанную Голливудом: то есть, героиня там одна, а вся раздвоенность реальности — порождение ее травмированного сознания. Можно предположить, что именно подобная экранная переработка реальности почему-то оказалась в 1990-е, да и в 2000-е, очень нужна большому количеству рожденных в СССР. Почему именно — додумывать не хочется: слишком велик риск подогнать реальность под объяснительную модель. 

Кадр: фильм «Внутренняя империя» / 518 Media

Если же отказаться от самой идеи рассказать, что в фильмах Линча к чему, то в памяти остаются картинки. Без историй. Картинки, которые сложно из нее стереть. Все тот же Черный вигвам; смеющееся лицо Боба в отражении агента Купера; измазанное не пойми чем лицо не пойми кого, подкарауливающее за углом; кролики, опять же; исчезающий Дэвид Боуи; блондинка и брюнетка в забегаловке на Малхолланд-драйв. 

Это лучше для природы, чем похороны или кремация, но бесит представителей церкви
Мир7 минут чтения

Даже без связывающих их историй сами по себе эти образы — какая-то особенно заманчивая альтернативная Америка (она и самим американцам-то альтернативная): такая, что хочется ее присвоить, наложить, как спасительную матрицу, на родные елки с березами и местную хтонь. Чтобы размыть границу между здесь и там, «приснилось» и «я так запомнил». 

Дэвид Линч в роли Гордона Коула в сериале «Твин Пикс». Фото: Republic Pictures

Хотя, может, и это тоже свойство памяти: не помнить ужас застывших перед входом в портал героев Линча, а помнить его самого и агента Купера, и даму с бревном, а ни в коем случае не Боба. Если так, то пусть это свойство будет настраиваемым. «До встречи в Твин Пикс», — написал кто-то, а ведь можно было загадать и в Белом вигваме: как выглядит Черный, сложно забыть, но можно постараться запомнить и Белый, даже если это потребует сознательного усилия.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Мы ставим в центр своей журналистики человека и рассказываем о людях, которые сталкиваются с несправедливостью, но не теряют духа и продолжают бороться за свои права и свободы. Чтобы и дальше освещать человеческие истории, нам нужна поддержка читателей — благодаря вашим пожертвованиям мы продолжаем работать, несмотря на давление государства.
Чтобы не пропускать главные материалы «Холода», подпишитесь на наши социальные сети!

Самое читаемое

Все были уверены, что мать задушила своих четверых детей. Она получила за это 40 лет, но все оказалось совсем по-другому
00:01 19 октября
В сугробе на горнолыжной трассе нашли тело 15-летней девочки. Полиция не сразу поняла, почему пропавшую никто не искал
17:00 5 октября
Молодые девушки пропадали одна за другой. Что с ними случилось, узнали только 10 лет спустя, обнаружив подвал под старым сараем
17:00 2 ноября