Как показал обзор исследований с совокупной выборкой более 600 тысяч человек, алкоголь вреден в любых количествах. Вполне вероятно, вы неоднократно это слышали, но все равно не бросили пить. Психиатр-нарколог, основатель проекта Sober One Марат Агинян рассказал «Холоду», почему даже самые весомые доводы о вреде употребления алкоголя не убеждают зависимых, но говорить об этом все равно очень важно.
Я не буду пить на Новый год, как и в любые другие дни, потому что я в этом не нуждаюсь. Проблем с алкоголем у меня никогда не было, хотя, конечно, в студенческие годы я употреблял его с друзьями. Но годы спустя я понял, что делаю это, потому что так заведено в нашей компании, а не потому что мне это нравится — если использовать фривольную метафору, имитирую оргазм. А на самом деле я люблю, когда у меня абсолютно чистая голова, и опьянение в любой форме мне несимпатично, потому что оно вредит ясности. Я выбрал быть честным с собой и признал: я не вижу никакого смысла ни в алкоголе, ни в никотине, ни в каких-то других наркотиках в моей жизни. При этом я спокойно отношусь к тому, что у других может быть не так: никто не обязан быть таким, как я.
Почему не всем поможет этот текст
Бросить пить — это долгая и сложная внутренняя работа. Бросают не самые умные, не самые крутые, не самые сильные, а те, у кого есть внутренняя готовность к поведенческим изменениям. Эта готовность претерпевает ряд метаморфоз. Сначала у человека какое-то количество лет употребления ее нет, и можно говорить какие угодно умные слова — это на него не повлияет. Максимум — я могу зародить в нем сомнения, которые, возможно, когда-то взрастут. На этой стадии критическую по отношению к алкоголю информацию человек или не воспринимает вообще, или воспринимает с ухмылкой и не придает ей значения.
Могу привести свой пример: правда, не алкогольной, а никотиновой зависимости. Первые три года курения, услышав любую информацию о вреде табака, я думал: «Да отстаньте от меня, это мой стиль жизни». Конечно, я знал, что это вредно, что в табачном дыме до 83 канцерогенов. Вроде бы жесткая информация, но, когда ты не готов бросить, для тебя это вообще ничего не значит. То же самое с алкоголем. Доказано, что он вызывает семь видов рака: пищевода, полости рта, поджелудочной железы, желудка, печени, кишечника и молочной железы. Вы думаете, что если я об этом скажу на всех федеральных каналах, дам ссылки на исследования, кто-то бросит пить? Нет, на этой стадии никто не бросает.
Следующая стадия — размышление, она чуть более благоприятная. На ней люди тоже не бросают, но хотя бы начинают думать о минусах, которые неизбежно появляются при употреблении алкоголя. Они взвешивают, пытаются решить, как получать только плюсы, — но не выходит. На этой стадии можно зависнуть на годы: я знаю людей, которые провели в ней десятилетия. Они постоянно рассуждают, что, наверное, не надо пить, завтра будет плохо, но, может быть, немножко — вся эта бессмысленная канитель. Но это важная стадия: любые жизненные изменения невозможны без предварительных размышлений.
Сначала нужно самому себе дать четкий ответ на вопрос, почему с этого дня ты будешь оставаться трезвым.
Если он есть, если он убедительный лично для тебя и совпадает с твоими ценностями, то ты становишься восприимчив к информации извне и даже сам ее ищешь. В этот момент люди читают тексты, подобные этому, смотрят ролики на ютубе, читают книги, общаются с людьми с солидными сроками трезвости, при необходимости обращаются к психологам или наркологам. Бросают, делают ошибки, срываются, снова бросают — все это абсолютно нормально. Если ты не сдался, то одна из попыток точно сработает.
Адекватные, основанные на науке доводы за отказ от алкоголя нужны в первую очередь тем, кто уже бросил, но еще шатко стоит на ногах. Они точно знают, что поступили правильно: у них наладился сон, снизились тревожность и раздражительность, повысилась продуктивность, вернулось самоуважение и доверие к самому себе. При этом у них все еще возникают мысли об употреблении, о том, что иногда все-таки можно немного выпить, а полный отказ был слишком жестким решением. Также эта информация может быть полезна родственникам пьющих.
Миф о контролируемом употреблении
Контролируемое употребление — это миф, потому что в контроле нуждается только тот, у кого он слетел. Если у людей нет с этим проблем, они не будут называть свое употребление «контролируемым» — как бразильские орехи в Бразилии не называют «бразильскими», там это просто орехи.
По современным данным нейробиологии зависимого поведения, утрата опции контроля — первый и основной из трех критериев синдрома зависимого поведения. Это не значит, что употребление становится совсем неконтролируемым, но оно становится трудноконтролируемым. То есть для отказа нужно прилагать усилия.
Второй критерий — употребление занимает важное место в жизни и начинает угрожать другим ее сферам. То есть ты видишь, что что-то теряешь, но все равно употребляешь. И третий критерий чисто физиологический — синдром отмены после прекращения употребления. Не путайте его с похмельем: синдром отмены — это плохое самочувствие не из-за того, что вы много выпили накануне, а из-за того, что за ночь концентрация алкоголя в крови снизилась, и, если выпить с утра, человеку становится лучше.
Убедительный ответ на вопрос «зачем бросать пить»
Если называть какой-то один мотив для отказа от употребления, то я бы сказал так: у человека есть привычка, которая конфликтует с его жизненными ценностями. Чтобы это понять, нужно хорошенько обдумать, что вы делаете и для чего живете. Не идете ли вы против себя, когда употребляете?
Среди бросивших, которых я знаю, есть те, кто много потерял из-за алкоголя: здоровье, семью, работу, друзей, увлечения. Отталкиваясь от этого, они выбрались из употребления. Хотя и это мотивирует далеко не всех. Например, мы знаем, что курение — один из четких факторов риска возникновения инфаркта миокарда. При этом из 100 курящих, госпитализированных с инфарктом миокарда, примерно половина закуривает через день-два после постановки диагноза. Даже такое тяжелое состояние их не останавливает.
А есть много тех, кому алкоголь еще не успел нанести значительный ущерб, но кто увидел, как много потеряли их близкие или знакомые, и понял, что идет тем же путем. Они решили остановиться раньше, чем придут к тому же. Кто-то отказывается, просто потому что не хочет быть зависимым от однозначно вредного вещества,— его бесит сам факт зависимости от того, что явно вредит здоровью.
На это есть распространенный ответ: например, кофе тоже вызывает зависимость. Но мы точно знаем, что кофеин в количестве до 400 миллиграмм в сутки скорее полезен для организма, чем вреден. Про этанол такое сказать невозможно. Несколько лет назад вышел большой обзор с совокупной выборкой более 600 тысяч человек, который показал, что безопасной дозы алкоголя не существует — он вреден в любом количестве.
Рассказы про пользу алкоголя — это лоббистская вредная чушь. Есть известная легенда, что красное вино полезно, потому что в нем есть антиоксидант ресвератрол. На самом деле его, во-первых, в вине очень мало, во-вторых, его позитивное влияние на организм плохо изучено.
Конечно, есть некоторые действительно доказанные плюсы алкоголя: например, небольшое количество этилового спирта может улучшить показатели коагулограммы — исследования свертываемости крови. При этом его употребление повышает вероятность кровоизлияния в мозг. Или, например, если у человека нет диабета, а есть инсулинорезистентность, то этиловый спирт может улучшить чувствительность клеточных мембран к инсулину. Но если диабет уже есть, то он ухудшает течение заболевания и повышает риск смерти. И так далее: на любой плюс находится гораздо более весомый минус. На самом деле никто не пьет ради улучшения здоровья — это только оправдания, за которые люди хватаются.
Так же и со вкусом напитков: если у человека зависимость, он любит не изысканное вино или какое-то особое пиво, он любит этиловый спирт. Если зависимости нет и нравится вкус вина — это твое дело, здесь я как корректный специалист буду уважать автономию человека, даже если его выбор мне не нравится.
Атрофия части мозга
Потребление даже небольших доз алкоголя вызывает уменьшение объема серого вещества мозга. Чем больше и чаще употреблять, тем больше урон. А чем хуже твои когнитивные способности, тем сложнее отказаться от алкоголя — это замкнутый круг. Хорошая новость — после отказа мозг полностью восстанавливается за пять-шесть месяцев.
Последствия употребления затрагивают все сферы жизни: человек теряет семью, деньги, работу, уважение, доверие к себе, жизненные ориентиры и ценности. Как итог — утрата смысла жизни. Алкоголь повышает риск суицида у людей с депрессией в шесть-десять раз. Поэтому выпивать, «чтобы снять стресс», не имеет смысла: этиловый спирт повышает уровень кортизола (гормона стресса) в крови. Некоторые говорят, что пьют ради снижения тревожности, но тут снова не сходится: исследования показывают, что этиловый спирт ухудшает течение и тревожных расстройств, и депрессии.
Как отказаться от алкоголя и не страдать
На одной чаше весов у вас алкоголь, суррогатные ощущения и зависимость. На другой — свобода, используя которую, можно создавать ту жизнь, которую ты хочешь. Это тонкий момент: кажется, что если ты отказываешь себе в употреблении, то ты ограничиваешь свою свободу. Но важно не запрещать себе что-то, а выбирать ясную голову, свободу, ответственное отношение к своей собственной жизни.
Трезвость-самозапрет — это гарантированный ад и прямой путь к срыву, а трезвость-выбор, даже несмотря на сложности, — это потрясающее состояние, дающее возможность стать счастливым. Наверняка вы чувствуете разницу: когда ты, например, заставляешь себя заниматься спортом или когда ты выбираешь это без принуждения и кайфуешь.
Но в первую очередь нужно ответить себе на вопрос: зачем я пью? Чтобы два часа кайфовать, а потом день страдать от головной боли? Может, с этим выбором все-таки что-то не так? Или это не выбор, а болезненная потребность? То есть что-то внутри принуждает вас выпивать, какой-то механизм в результате употребления сломался и теперь заставляет вас делать то, что вам не нужно?
Этиловый спирт и другие вещества, вызывающие зависимость, повышают активность wanting-нейронов, отвечающих за «хочу», и снижают активность liking-нейронов, отвечающих за «нравится». Вот и вся аддиктивная драма: вы получаете все меньше удовольствия от вещества, а хотите его все больше, потому что нарушается работа вашего мозга. Быть слугой wanting-нейронов — это не выбор.
Нужно договориться с самим собой, это даст вам силы преодолеть дискомфорт первых месяцев, двигаться дальше и получить награду — осознание, что ваш выбор улучшил вашу жизнь. Алкогольной свободы не существует — есть только алкогольная зависимость, которая лишает вас свободы. И это очень большая потеря.
«Холоду» нужна ваша помощь, чтобы работать дальше
Мы продолжаем работать, сопротивляясь запретам и репрессиям, чтобы сохранить независимую журналистику для России будущего. Как мы это делаем? Благодаря поддержке тысяч неравнодушных людей.
О чем мы мечтаем?
О простом и одновременно сложном — возможности работать дальше. Жизнь много раз поменяется до неузнаваемости, но мы, редакция «Холода», хотим оставаться рядом с вами, нашими читателями.
Поддержите «Холод» сегодня, чтобы мы продолжили делать то, что у нас получается лучше всего — быть независимым медиа. Спасибо!