Госдума начала рассматривать законопроект об увеличении наказания за порчу имущества «по мотивам ненависти или вражды». Авторы одобренного правительством проекта уточнили, что наказание предназначено для людей, портящих автомобили и здания с символикой «специальной военной операции».
Проект поправок в Уголовный кодекс внесли 11 депутатов и два сенатора. Сейчас документ рассматривает думский Комитет по госстроительству и законодательству. В пояснительной записке сказано, что «в ряде субъектов» все чаще фиксируются случаи порчи и уничтожения имущества «граждан и организаций, поддержавших проведение специальной военной операции» и разместивших в поддержку «визуальную информацию». Кроме того, авторы документа сослались на статистику МВД без указания временного периода, заявив, что полиция зафиксировала более 60 поджогов зданий военкоматов и «иных органов государственной власти».
Однако сейчас поджог военкомата следователи могут квалифицировать как теракт по статье 205 Уголовного кодекса. Это позволяет наказывать сроками до 25 лет — так поступили, например, с 23-летним айтишником из Новосибирска Ильей Бабуриным. В случае порчи другого имущества в общественных местах (парки, улицы, общественный транспорт) обвиняемым могут предъявить уголовную статью о публичной дискредитации Вооруженных сил (ст. 280.3 УК).
Но «если кто-то поджигает автомобиль обычного гражданина, например, с символом Z, это деяние квалифицируется по статье 167 УК РФ», уточнил в разговоре с «Ведомостями» юрист адвокатского бюро Asterisk Вячеслав Климов.
Часть 1 статьи 167 квалифицирует порчу имущества частных лиц вроде автомобилей с наклейками как совершенное «из хулиганских побуждений», и максимальное наказание составляет два года колонии. «В современных условиях», сказано в пояснительной записке к внесенному в думу законопроекту, подобное нарушение «является не менее опасным преступлением». Добавление слов «по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы» в часть 2 статьи 167 позволит, согласно тексту проекта, предусмотреть для нарушителей наказание до пяти лет колонии.
В феврале Первый Западный окружной военный суд Санкт-Петербурга приговорил к 10 годам колонии общего режима 67-летнюю Жумагул Курбанову, которая бросила бутылку с зажигательной смесью в здание военного комиссариата по наводке телефонных мошенников. Сначала следствие возбудило дело по статье 167 УК, однако затем переквалифицировало в дело о теракте, «нанесшем значительный имущественный ущерб». В июне тот же суд приговорил 59-летнюю Елену Комаричеву к точно такому же наказанию за поджог военкомата. Суд учел, что пенсионерка стала жертвой телефонных мошенников.