Крестьянка обманула церковь и стала многомужницей

Она два раза меняла веру и была женой двух мужчин одновременно. А когда первый муж вернулся из армии, оказалась в суде
Крестьянка обманула церковь и стала многомужницей

Лукерия Корсакова вышла замуж в начале XIX века, а потом, когда муж ушел в армию, смогла обмануть церковь и выйти замуж во второй раз. Но спустя 15 лет ее первый муж вернулся. Примерно тогда же над Лукерией начался суд — но судили ее не за двоемужество. За что ее приговорили к ссылке в Сибирь — в материале «Холода».

В июне 1836 года в селе Карели Моршанского уезда Тамбовской губернии местный крестьянин Ион Макшанов взял в жены 36-летнюю Лукерию Корсакову. К моменту венчания Ион с Лукерией уже несколько лет жили вместе. Вне брака у них родились две дочки. Кроме того, у Лукерии был еще один сын, рожденный до ее встречи с Ионом. 

Но чтобы венчаться, Иону и Лукерии нужно было сначала принять православие. Дело в том, что новобрачные были молоканами — представителями небольшой христианской общины, существовавшей к тому моменту всего около 50 лет. Ион обратился с прошением к Тамбовскому епископу, и у того не было возражений. Сначала их приняли в православие, а спустя две с половиной недели состоялось венчание.

Чем молокане отличались от православных?

Считается, что во второй половине XVIII века молоканство основал тамбовский крестьянин, бывший духобор Семен Уклеин.

Вместе с духоборами, скопцами, хлыстами, шалопутами и некоторыми другими течениями, молокане относятся к духовным христианам — религиозным группам, которые, начиная с XVII–XVIII веков, отделялись от православия. У каждой из групп взгляды на веру и обычаи отличаются, но все они отрицают церковную иерархию, по-своему трактуют Библию и строже, чем православные, придерживаются библейских заповедей.

Молокане, например, не признают икон, не почитают канонизированных святых, отрицают институт монахов и священников, не строят церкви, обычно не крестятся и не носят нательные крестики. У них не принято венчаться, вместо этого мужчина и женщина заключают брак перед общиной единоверцев.

В деле Лукерии говорится, что несколько лет после этого она «усердно исполняла все христианские обязанности»: ходила на исповедь и причащалась. А в 1842 году семья отправилась в Закавказье и супруги на время разошлись: Ион поехал к родственникам в село Борисы Карабахского уезда, а Лукерия с детьми — к своим родным в село Никитино (сейчас село Фиолетово на территории Армении).

Туда в 1843 году приехал Тимофей Корсаков — первый муж Лукерии, который вернулся с армейской службы.

Два мужа

Лукерия родилась в 1800 году в православной семье крестьянина Тамбовской губернии Клима. Вскоре после рождения ее крестили по православному обычаю. Но потом семья решила сменить веру и перейти в молоканство. 

В своей деревне Лукерия познакомилась с молоканином Тимофеем Корсаковым, за которого и вышла замуж. Вскоре у них родился сын Степан. Но в 1828 году Тимофея призвали в армию. В те годы служба была долгосрочной — на 25 лет. Российская империя постоянно воевала. Как раз в это время на Кавказе и Балканах шла очередная Русско-турецкая война, только что закончилась Русско-персидская, продолжалась Кавказская война, во время которой шло присоединение земель чеченцев, дагестанцев и черкесов к Российской империи. 

Пока муж отдавал долг родине, Лукерия сошлась с соседом по деревне Ионом Макшановым. Уже через три года совместной жизни они растили двух общих дочерей: Пелагею и Ирину, а также сына Лукерии от первого брака. 

Разрешено ли двоемужество в молоканстве? 

В книге «Острожники и раскольники» 1870 года публицист Федор Ливанов писал, что в молоканских селениях женщины занимали «очень хорошее» положение: в детстве обучались грамоте, пели в хоре, а когда выходили замуж, то считались равными мужу, обладая теми же правами.

Но двоемужество у молокан не принято. Даже разводы у них случаются редко и осуждаются до сих пор.

Вероятно, Ион знал про первого мужа Лукерии и понимал, что, если тот вернется когда-нибудь из армии, им нужно будет подстраховаться — и поэтому решил зарегистрировать отношения. 

Фото: Alamy / Reuters

Для этого они решили поменять веру: ведь брак Лукерии с первым мужем Тимофеем был заключен по молоканскому обычаю и без венчания, поэтому православная церковь его не признавала. А значит, официально Лукерия оставалась не замужем. Поэтому пара перешла в православие, обвенчалась, а через шесть лет уехала в Закавказье, куда с начала 1830-х годов массово уезжали молокане. Сначала всех переселяли насильно, а потом появились слухи, что в районе горы Арарат должно случиться второе пришествие Христа — и многие уехали добровольно. Что стало причиной переезда Лукерии с мужем и детьми, неясно. 

Почему и куда молокан насильно переселяли?

В начале ХIХ века в Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях насчитывалось до 5000 молокан — но потом их стали насильно переселять.

В 1805 году император Александр I издал указ, по которому молокане могли открыто исповедовать свою веру. Но уже в 1830 году император Николай I утвердил меры в отношении молокан, субботников и последователей других «вредных сект». Их представителей-мужчин судили, а потом отправляли на службу в Кавказский корпус. Женщин, детей и других неспособных к службе переселяли в Закавказские провинции. Многие молокане сами туда уезжали — так они укрывались от притеснений.

В дальнейшем меры против молокан стали еще суровее. В 1836 году, например, молоканам запретили нанимать православных работников. А спустя год император велел «предотвратить надзором» «всякое оказательство молоканской секты». Им запрещали исповедовать свою веру где-либо, кроме Закавказья.

Приговор: ссылка в Сибирь

В селе Никитино в 1843 году Лукерию отыскал досрочно вернувшийся из армии Тимофей. О том, что случилось дальше, данные разнятся. Точно известно, что Лукерия разошлась с Ионом. Согласно судебным документам, она была насильно «отобрана от второго мужа»: то ли самим Тимофеем, то ли общиной. По другой версии, Лукерия и сама была рада его возвращению и тут же бросила Иона. 

Но была проблема: вернувшись к мужу, Лукерия была вынуждена отказаться от принятой за семь лет до этого веры. Этого православная епархия никак не могла простить: в 1844 году Лукерию нашли в молоканской деревне и вызывали на допрос как «совратившуюся из Православия в Молоканскую секту». Там ее предупредили, что она должна вернуться в православие. Но Лукерия не послушалась. Тогда дело передали в Эриванский уездный суд. Ей предъявили обвинение в вероотступничестве и ереси.

16 июня 1845 года в зале Эриванского суда прошло слушание по делу Лукерии Корсаковой. Давая показания, она утверждала, что к принятию молоканской веры ее никто не принуждал, а вот православие в 1836 году она приняла «по принуждению». 

Оставалось выяснить, действительно ли Лукерию насильно заставили принять православие. К зиме 1846 года суд запросил свидетельства по ее старому месту жительства, в селе Карели Тамбовской области. Священник Виссарион Скородумов, который за 10 лет до этого проводил обряд принятия в православие, сообщил, что она пришла в новую веру добровольно, в присутствии свидетелей — двух дьяконов и пономаря, а заодно еще попросила крестить ее детей. 

Эти казаки бросили вызов императору и обосновались в Турции. Спустя столетия они вернулись на родину и потеряли все, что берегли
Общество11 минут чтения

Пока шел процесс, Лукерия находилась под надзором суда. Ее младших детей отправили в приют в Александрополе (теперь это армянский город Гюмри), а старшего, Степана — в Тамбовское губернское правление. Процесс продлился почти четыре года. 20 февраля 1847 года Эриванский Уездный суд вынес решение: Лукерию признали виновной в отходе от православной веры. В качестве наказания суд постановил сослать ее на поселение в Сибирь. 

Село Фиолетово (Никитино) в Армении. Фото: Rita Willaert / Flickr

Но до того, как исполнить приговор, Эриванский суд передал дело на ревизию в вышестоящую Грузино-Имеретинскую палату уголовного и гражданского суда. Там выбрали мягкую трактовку: за вероотступничество Лукерию ждала ссылка не в Сибирь, а в Закавказье. А село Никитино, в котором осела ее семья, как раз находилось в этом регионе. Так что Лукерии и не пришлось никуда переезжать. 21 мая 1848 года дело закрыли.

В тамбовском селе Карели, где она родилась и выросла, сегодня почти ничего не напоминает о молоканах. Большинство из них еще в XIX веке разъехались – кто в другие части России, кто в Армению, а кто еще дальше. Теперь молокане живут в Грузии, Бразилии, США и даже Мексике. 

Владелец маленькой фермы во Франции много лет продавал сыр — пока его жена не рассказала, что он ведет двойную жизнь
Криминал12 минут чтения

В армянском селе Фиолетово молокане выращивают капусту, пекут хлеб в русской печи, варят на бульоне особую молоканскую лапшу. Среди молокан по-прежнему запрещены разводы и аборты, а женятся и выходят замуж они только за своих. Правда, бывают международные браки: то армянский молоканин женится на молоканке из Америки, то молоканка из Мексики выйдет замуж и переедет в русскую деревню. 

Мы ставим в центр своей журналистики человека и рассказываем о людях, которые сталкиваются с несправедливостью, но не теряют духа и продолжают бороться за свои права и свободы. Чтобы и дальше освещать человеческие истории, нам нужна поддержка читателей — благодаря вашим пожертвованиям мы продолжаем работать, несмотря на давление государства.
Чтобы не пропускать главные материалы «Холода», подпишитесь на наши социальные сети!

Самое читаемое

Все были уверены, что мать задушила своих четверых детей. Она получила за это 40 лет, но все оказалось совсем по-другому
00:01 19 октября
В сугробе на горнолыжной трассе нашли тело 15-летней девочки. Полиция не сразу поняла, почему пропавшую никто не искал
17:00 5 октября
Молодые девушки пропадали одна за другой. Что с ними случилось, узнали только 10 лет спустя, обнаружив подвал под старым сараем
17:00 2 ноября