Неся огромные потери, российская армия все же продвигается вперед, забрасывая украинские укрепрайоны авиационными бомбами и кидая в «мясные штурмы» тысячи солдат. Те в свою очередь пытаются хоть как-то выжить и укрыться от вездесущих дронов, оснащая свою технику защитой из подручных материалов. О том, как провалилось импортозамещение ВПК и началась «сараизация» армии, — в новой колонке писателя и исследователя Z-сообщества Ивана Филиппова.
Как я писал в предыдущей колонке, говоря о войне, российское руководство излучает уверенность. Доволен положением дел Путин, все военные задачи выполнил начальник Генерального штаба Герасимов. Но есть еще две темы, о которых мы с вами пока не говорили и которые уместно будет обсудить как раз под Новый год. А именно — военный суверенитет, то бишь независимость российской армии от каких-либо иностранных поставок, и гипотетическую войну с НАТО. Обе эти темы периодически в публичном пространстве кто-нибудь непременно поднимает. Суверенитет в этих разговорах важен в первую очередь как противопоставление Украине, которая целиком зависит от западных поставок. Ну а про войну с агрессивной НАТОй, мне кажется, и объяснять не нужно.
Перед тем как я расскажу вам о положении дел в российской армии, как его видят авторы Z-каналов, позвольте сделать небольшую оговорку. То, что вы прочитаете и увидите, — это реальность фронта. Вот так российские военные и правда воюют. При этом — авиация в полном порядке, что в сочетании с полным пренебрежением людьми, которые гибнут тысячами в мясных штурмах, обеспечивает пусть медленное, но стабильное продвижение российской армии. То самое, которому так радуется Владимир Путин.
Хотя и тут, конечно, есть нюанс. Точнее всего его выразил на днях автор канала Alex Parker Returns: «Ни Часов Яр, ни Покровск, ни Суджа, ни Торецк, ни Купянск не будут освобождены в 2024 году. Неудивительно, что мудрый политик отказался назвать сроки освобождения Курской области на своей пресс-конференции. Темпы продвижения на фронте минимальны. <…> Кстати, заметили что видео с применением чугуния [авиабомб] стало значительно меньше? А я ведь недавно писал, что количество применения чугуния и Ланцетов [дронов-камикадзе] резко сократилось. Белоусов, где чугуний?» (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены).
Про «чугуний» поговорим как-нибудь отдельно, а пока вернемся к главной теме нашего разговора.
«Белоусов заявил, что Минобороны РФ должно быть готово к любому развитию обстановки, включая возможный военный конфликт с НАТО в Европе в ближайшее десятилетие».
И как, готова армия к прямому столкновению с НАТО?
Начать можно с общих соображений. На днях автор канала «Военкор Котенок» опубликовал довольно подробный текст о состоянии бронетанковых войск:
«Почти сенсация со знаком “–”: с бронетехникой мы застряли чуть ли ни в 70-х гг. XX века. “Армата”, о которой столько говорилось, обернулась обманкой. Импортозаместить анонсированные в “Армате” прорывные технологии наша промышленность оказалась не в состоянии. Танк стоимостью бюджета крупного региона так и остался в парадных расчетах Кантемировской дивизии. При СВО “Армату” перестали катать по Красной площади. Неудобно как-то».
В качестве примеров несовершенства техники, на которой сейчас воюют российские солдаты, автор приводил два примера: в БМП и БТР «штурмовик в бронике и снаряге не помещается в десантном отсеке», а «техника — алюминиевая [то есть со слабой броней], пробивается и поражается, превращаясь в гроб для личного состава».
Про «Армату» же в Z-пространстве, да и в пропаганде, действительно вспоминают редко, а если вспоминают, то называют «танком Шредингера» — он как бы есть, но его как бы и нет. Всерьез о чудо-танке говорили лишь однажды после громкого мартовского заявления главы «Ростеха»:
«“Армата”, она, в общем-то, дороговата. По своему функционалу она, конечно, намного превосходит существующие танки, но слишком дорогая, поэтому ее сейчас армия вряд ли будет использовать. Проще им купить те же Т-90-е», — сказал тогда Сергей Чемезов.
Слова о том, что лучший танк в стране для фронта слишком дорогой, тогда вызвали у Z-авторов искренний шок.
При этом иностранные танки, на которых воюет украинская армия, военные авторы бесконечно высмеивают. Какой тяжелый Challenger, как красиво горит Abrams, какая бессмысленная БМП Bradley — я такие тексты читаю буквально ежедневно.
Однако автор популярнейшего канала «Военкор Котенок» указывает на фундаментальную ошибку в таких рассуждениях: «Да, вражеские танки — тяжелые, большие, с ошибками, недостатками. Они — не вундерваффе. На их фоне мы должны были быть лучше, но …не можем! Не вытягиваем! Кстати, еще и потому, что ничего не желаем менять! Болтовня про модернизацию — на ТВ, на линии фронта — другая правда».
Какая именно правда?
Война в Украине подарила русскому языку такое слово, как «сараизация» — в значении «монтаж дополнительной защиты от дронов» на танки, БТР, БМП и «буханки». Дополнительная защита может представлять собой сваренные металлические конструкции, обшитые стальными листами. Они могут быть сделаны из длинных бревен. Иногда танки обшивают резиной. Сами Z-авторы традиционно чудеса фронтовой «смекалки» публикуют в рубрике «что ты такое». Вот лишь несколько примеров.
«Сараи», «царь-сараи», «мангалы» — все это реалии российской армии. При этом от ударных FPV-дронов противника помогают эти причудливые изделия мало, но попыток российских военных хоть немного повысить свои шансы на выживание меньше от этого не становится.
«Множество таких фотографий с танками, дооснащенными в рембатах на местах кусками гаражей и решетками с окон, указывают на то, что у нового координатора оборонно-промышленного комплекса России очень много работы. <…> Наверняка в стране хватает металла и сварки, чтобы делать это на более высоком технологическом уровне на системной основе. Это точно дешевле, чем строить новый танк взамен сгоревшего от китайского дрона, которых у противника в избытке», — пишет канал «Два майора».
При этом и такой техники на фронте не хватает. То один, то другой Z-автор или военный аналитик пишет о том, что, например, мотоциклы-эндуро у российских военных появились не просто так — не хватает «брони» для доставки «живой силы» на штурмы. Уровень защиты у эндуро отсутствующий, и в украинских каналах иногда появляются видео о том, как «новые кавалеристы» встречаются, например, с пулеметом.
На днях каналы «Военный осведомитель» и «Осведомитель» обратили внимание и на новую практику: появилось видео сожженной российской военной колонны, в которой ехали легковые автомобили.
«Ну что ж, по всей видимости, потери ББМ в огульных атаках дают о себе знать, и новая тенденция в сложившихся реалиях — это попытки атак на “Жигулях” и прочих гражданских автомобилях», — написал канал «Осведомитель».
Это про готовность к войне с НАТО. Еще пару слов можно сказать про тот самый суверенитет, о котором так любит говорить российский президент. Насколько независима российская армия от заграничных поставок? Ну как вам сказать…
Оставим за скобками иранские беспилотники. Последние пару недель военные каналы обсуждают не только северокорейских военных, освобождающих Курскую область, но и северокорейское оружие, поставленное в российскую армию. Например 170-мм САУ (самоходная артиллерийская установка) M1989 Koksan. По оценке канала «Военный осведомитель», таких в России уже «не один десяток».
Военные хвалят северокорейские САУ за рекордную дальность стрельбы. Правда, сразу отмечают, что снаряды, конечно, летят далеко, но не всегда понятно, куда именно они попадут.
Еще один подарок от братского народа, который осваивают российские военные, — северокорейский пулемет Тип 73, который в самой Корее считается устаревшим. «Причина появления столь экзотических пулеметов в рядах российской армии одновременно проста и неприятна — производства и запасов отечественных пулеметов оказалось недостаточно для большой войны», — объясняет «Военный осведомитель».
Так что с суверенитетом, честно говоря, тоже не очень. Отклеился он у Владимира Владимировича.
И в целом, думаю, картина более-менее ясна. Нет, это не отменяет того, что российская армия даже в таком виде смертоносна. Что российские ракеты бьют по украинским городам даже в Рождество, а армия медленно, но двигает в свою пользу линию фронта. Но, как я стараюсь говорить в любой колонке или интервью, любой информации нужен контекст.
Сегодня речь исключительно о бронетехнике, а ведь еще есть фронтовая логистика — «Осведомитель» приводит отличный пример «буханки»-кабриолета, у которой срезана крыша, чтобы обеспечить «максимальный обзор, а вследствие и сектор обстрела, а также возможность оперативного спешивания и погрузки».
И про качество новых контрактников мы не поговорили, и про мясные штурмы и нехватку людей — обо всех нерешенных и, кажется, нерешаемых проблемах армии, готовой, по словам министра обороны, вступить в прямой конфликт с самым могущественным военным альянсом.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
«Холоду» нужна ваша помощь, чтобы работать дальше
Мы продолжаем работать, сопротивляясь запретам и репрессиям, чтобы сохранить независимую журналистику для России будущего. Как мы это делаем? Благодаря поддержке тысяч неравнодушных людей.
О чем мы мечтаем?
О простом и одновременно сложном — возможности работать дальше. Жизнь много раз поменяется до неузнаваемости, но мы, редакция «Холода», хотим оставаться рядом с вами, нашими читателями.
Поддержите «Холод» сегодня, чтобы мы продолжили делать то, что у нас получается лучше всего — быть независимым медиа. Спасибо!