Зумеры реабилитировали Усаму бен Ладена, а затем снова «отменили» — всего за одну неделю

Поводом стал текст 20-летней давности

20 лет назад британская газета The Guardian опубликовала английский перевод манифеста Усамы бен Ладена — «Письмо Америке». Рассказываем, как этот текст заставил тиктокеров «пересмотреть свой взгляд на мировую политику».

Чтобы не пропускать главные материалы «Холода», подпишитесь на наш инстаграм и телеграм.

С чего все началось

На прошлой неделе в тиктоке завирусились видео, в которых блогеры делятся своими мыслям после прочтения манифеста Усамы бен Ладена «Письмо Америке».

По данным Washington Post, первый ролик об этом появился в понедельник, 13 ноября у пользователя _monix2. Спустя двое суток «Письмо» стало популярной темой для обсуждения среди блогеров: некоторые заявили, что больше никогда не смогут воспринимать Америку как раньше, другие — что текст вызвал у них состояние экзистенциального кризиса. 

Текст манифеста стал почвой для грустных шуток: в 2011 люди радовались, когда бен Ладена убили американские военные, в 2023-м — грустят после того, как его обращение заставило их «переосмыслить все, чему их учили в детстве». Пользователи записывали ролики, в которых по частям разбирают содержание «Письма», оправдывая террористические атаки «Аль-Каиды» и защищая точку зрения бен Ладена, и даже хвалили его писательские навыки. 

«Просто нереально, насколько это «Письмо» хорошо написано и структурировано. Типа, все, что он тогда сказал, ведь оказалось верным!»

Ролики тиктокеров стали обсуждать и за пределами соцсети: люди пытались понять, насколько этично вставать на сторону международного террориста во время самого серьезного обострения арабо-израильского конфликта за последние десятилетия.

Закрывайте интернет

Сперва это «Америка теряет авторитет внутри страны и за рубежом», а затем «политическая теория Усамы бен Ладена находит отклик у самых разных слоев американской молодежи»

«Эффект Стрейзанд» 

После публикаций в твиттере и на других платформах количество просмотров на хэштеге #lettertoamerica в тиктоке выросло — с 2 миллионов до 15. Уже 15 ноября газета The Guardian объявила об удалении текста манифеста с сайта The Observer и со своей страницы из-за того, что «транскрипт публикации широко распространился в социальных сетях без надлежащего контекста». Решение The Guardian привлекло еще больше внимания к тексту бен Ладена, а пользователи тиктока начали возмущаться попыткой скрыть информацию. Такую ситуацию называют эффектом Стрейзанд.

16 ноября исследовательница Стэнфордской интернет-обсерватории Рене ДиРеста раскритиковала действия редакции газеты. По ее мнению, удалив текст, The Guardian «превратили давние публичные бредни террориста в запретные знания, которые люди жаждут отыскать и изучить». Исследовательница пропаганды и консультант американского Конгресса призвала газету вернуть материал, сопроводив его дополнительной информацией, которая объясняла бы контекст. 

16 ноября тикток последовал примеру The Guardian и начал блокировать видео с обсуждениями «Письма Америке». Сейчас хэштег #lettertoamerica недоступен, как и большая часть видео по теме. В официальном комментарии представитель социальной сети Бен Рат подчеркнул, что данный контент нарушает запрет площадки на поддержку терроризма в любой форме. К тому моменту тиктокеры успели опубликовать 274 ролика с хэштегом, которые суммарно набрали почти два миллиона просмотров. 

Внимание тиктокеров к Усаме бен Ладену не осталось незамеченным правительством США, которое уже несколько лет конфликтует с китайской компанией ByteDance Ltd., владеющей тиктоком. Эндрю Бейтс, представитель пресс-службы Белого дома, призвал пользователей не оскорблять родственников погибших в терактах 11 сентября 2001 года. А республиканец Джош Хоули в очередной раз призвал заблокировать тикток на территории США, назвав соцсеть шпионским инструментом и «машиной пропаганды коммунистов». «Сперва пропаганда в поддержку ХАМАСа, теперь бен Ладен?» — сказал он, намекая, что это согласованная акция по дезинформации.

Называть «Письмо Америке» вирусным трендом — это значит намеренно манипулировать словами, чтобы спровоцировать моральную панику, считают авторы Vox. А журналист Джейсон Коблер обращает внимание, что в масштабах тиктока количество видео, созданных по мотивам манифеста Усамы бен Ладена, можно считать незначительным. Это действительно так: у хэштега #gym — больше 440 миллиардов просмотров, личностью модели и предпринимательницы Ким Кардашьян по хэштегу #kimkardashian интересовались больше 56 миллиардов раз. Даже у хэштега #mwahmwah, появившегося после недавней одержимости тиктокеров песней Кати Лель «Мой мармеладный», — 10 миллионов просмотров.

Разочаровал «поколение Z»

18 ноября The Telegraph опубликовал колонку с заголовком: «Если поколение Z фанатеет от Усамы бен Ладена, есть только один способ с этим покончить». В этой шуточной колонке автор рассуждает, что бен Ладен не только был бумером и гомофобом, а также продвигал идеи «токсичной маскулинности». Но, в первую очередь, он был nepo baby

Nepo (сокращенное от английского nepotism — кумовство) означает династическую привилегию за счет обладания громким именем, полезными знакомствами или финансовыми активами. Современные nepo baby — это модели Белла и Джиджи Хадид, актер Тимоти Шаламе, певица Майли Сайрус и многие другие знаменитости, успех которых во многом завязан на успех их близких. 

Отец Усамы бен Ладена Мухаммед ибн Авад бен Ладен был из одной из богатейших саудовский семей с тесными связями с королевской династией. Усама бен Ладен активно использовал собственное наследство и связи, чтобы занять влиятельное положение в арабском мире. За это «террориста №1» «отменили» обратно. 

Только что узнала, что Усама бен Ладен был nepo baby, а его отец — миллиардер-строитель

Они снова отменили Усаму бен Ладена за то, что он nepo baby. Я не могу перестать смеяться 

Не может быть, чтобы Усаму бен Ладена реабилитировали за один день, а потом отменили, после того как зумеры узнали, что он nepo baby 

Кто-нибудь скажите уже тиктокерам, что Усама бен Ладен был миллиардером — nepo baby, чтобы они наконец поняли, что он — плохой

Фото на обложке
Rahimullah Yousafzai / AP / Scanpix
Поддержите тех, кому доверяете
«Холод» — свободное СМИ без цензуры. Мы работаем благодаря вашей поддержке.