В России впервые разрешили получать пенсию выношенному после смерти отца ребенку

Жительница Москвы выиграла в суде дело о праве ее ребенка получать пенсию по потере кормильца. Искусственное зачатие произошло еще при жизни ее супруга, но эмбрион ей подсадили уже после его смерти. Об этому пишут «Ведомости» со ссылкой на адвокатов москвички. Похожего права для своих детей ранее добивалась жительница Петербурга Мария Щаникова, однако Конституционный суд еще не вынес решение по этому делу. 

Выигравшая дело москвичка рассказала, что эмбрионы она получила вместе со своим супругом летом 2021 года — то есть зачатие в пробирке произошло еще при жизни мужчины. Однако забеременеть женщина смогла спустя три месяца после смерти своего супруга. Ребенок родился в августе 2022 года.

Отмечается, что в договоре супругов с клиникой репродуктивных медицинских технологий был пункт о том, что в случае смерти одного из родителей право распоряжения эмбрионами переходит ко второму. Адвокаты женщины отметили, что такой пункт в договоре бывает не всегда. 

Несколько лет они судились с властями и клиникой и добились победы
Мир3 минуты чтения

Адвокаты также рассказали, что в 2023 году им удалось добиться через суд признания за ребенком права на наследство. После этого москвичка обратилась за страховой пенсией для ребенка по потере кормильца, однако социальный фонд ей отказал. В ведомстве женщине сообщили, что ребенок родился вне брака, по истечении 300-дневного срока после смерти отца и при его жизни не находился на его содержании. По данным Соцфонда, нормами закона не предусмотрено право на получение страховой пенсии при подобных обстоятельствах. Тогда женщина обратилась в суд.

Издание пишет, что дело о праве ребенка получать пенсию по потере кормильца при условии, что беременность произошла уже после смерти супруга путем экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) рассматривал Химкинский городской суд Московской области. По итогу суд удовлетворил исковые требования москвички к Соцфонду. Решение суда адвокаты москвички назвали прецедентным.

В России запретили суррогатное материнство для иностранцев и одиноких мужчин. О том, к чему это приведет, пишет автор книги о репродуктивных технологиях Инна Денисова
Общество3 минуты чтения

Похожего права на получение пенсии для детей, зачатых после смерти кормильца пытается добиться петербурженка Мария Щаникова. Осенью 2016 года женщина использовала замороженную сперму своего умершего супруга для проведения процедуры ЭКО. В результате у женщины родились близнецы. Позже она подтвердила факт отцовства через суд и обратилась в Пенсионный фонд за назначением пенсии по случаю потери кормильца, однако получила отказ. В ведомстве ей сообщили, что процедура оплодотворения проводилась после смерти супруга и родившиеся дети не могли оказаться у него на иждивении. Петербурженка обжаловала это решение в судах, но те признали его законным. 

Дело дошло до Конституционного суда. В ходе октябрьского заседания представители власти в Конституционном суде заявляли, что дети Щаниковой имеют право на получение пенсии по потере кормильца и оспариваемые нормы этому не препятствуют. Решение суда еще готовится.

Чтобы не пропускать главные материалы «Холода», подпишитесь на наши социальные сети!