Несколько лет назад Дмитрия Каравайчика называли российским Уолтером Уайтом — это герой сериала Breaking Bad, скромный школьный учитель химии, который начал варить и продавать метамфетамин. В этом году Каравайчик вышел из колонии благодаря ЧВК Вагнера и уехал воевать в Украину. Теперь стало известно, что его жену Диану Грибовскую, отбывающую наказание по тому же делу, тоже отпустили на свободу. «Холод» рассказывает главное из этой удивительной истории.
Чтобы не пропускать главные материалы «Холода», подпишитесь на наш инстаграм и телеграм.
Пошел на фронт ради супруги
14 марта стало известно, что Владимир Путин помиловал школьную учительницу физики Диану Грибовскую из Петербурга. Четыре года назад ее приговорили к 16 годам лишения свободы за сбыт амфетамина. Тогда же ее мужу, ветеринару Дмитрию Каравайчику, дали 17 лет лишения свободы — за изготовление и продажу амфетамина в крупных размерах. По версии обвинения, Каравайчик производил амфетамин, а Грибовская искала заказчиков и занималась передачей им наркотика.
По словам отца Дианы Владимира Грибовского, его дочь находится на свободе. Это могло произойти в том числе благодаря мужу: весной 2022 года он завербовался в ЧВК Вагнера, полгода воевал под Бахмутом и в январе 2023 года получил помилование.
В начале 2023 года журналисты заметили Каравайчика на фотографии со встречи Евгения Пригожина с помилованными экс-заключенными, которые отработали контракт с ЧВК Вагнера. А через 20 дней Каравайчик дал интервью «Комсомольской правде», в котором под измененной фамилией рассказал, что пошел на фронт ради супруги, чтобы «как-то ее вытащить».
Учился на ветеринара, но не работал по специальности
Сейчас Каравайчику 39 лет. Он родился в семье известных в Петербурге ветеринаров, служил в морской пехоте и работал администратором мойки АЗС. В 2007 году хотел баллотироваться в Законодательное собрание Ленинградской области от Народной партии, но не прошел. Тогда он отучился на ветеринара, но работать по специальности не стал. Вместо этого собрал собственную строительную бригаду и стал зарабатывать с помощью ремонтно-строительных работ, а в свободное время разрабатывал протезы для домашних животных.
В 2016 году Каравайчик делал со своей бригадой ремонт в одной из квартир дома, где подрабатывала консьержем Диана Грибовская. Так они познакомились, чуть позже стали встречаться и в 2017 году поженились. Грибовская на тот момент преподавала физику в школе №143 в Петербурге. На своей страничке на сайте «Образовательная социальная сеть» она писала, что интересуется физикой и астрономией, называла себя «амбициозным молодым специалистом» и предлагала свои услуги по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по физике на сайте «Инфоурок».
По версии обвинителей, Грибовская отвечала за поиск покупателей и договаривалась с ними об оплате, а Каравайчик изготавливал товар, фасовал его и разносил по местам закладок.
Задержали Грибовскую и Каравайчика в феврале 2018 года с помощью подставного покупателя, которому пара продала килограмм амфетамина. До этого в мае и июне 2017 года полиция Санкт-Петербурга провела еще две проверочные закупки амфетамина у Каравайчика и Грибовской.
Копил на протезы для животных
Одним из подставных покупателей в мае 2017 года стал 21-летний Александр Кузнецов. Он был бывшим любовником Грибовской. После расставания с ней Кузнецов написал на нее заявление в полицию и впоследствии выступал как свидетель обвинения в суде над супругами. На одном из заседаний он рассказал, что познакомился с Грибовской в 2015 году и у них случился роман. По его словам, о том, что Грибовская вместе с мужем торгует наркотиками, он узнал в 2016-м и тогда же с ней расстался.
О том, что у Грибовской уже был мужчина, как признался Кузнецов, он знал еще во время их романа. Слушая показания Кузнецова в суде, Каравайчик добавил, что он с ним был знаком с декабря 2016 года. Кузнецов также рассказал, что передал Каравайчику пакет с вещами Грибовской, когда тот выдал ему амфетамин в ходе проверочной закупки.
Каравайчик же в суде рассказал, что, когда его жена рассталась с Кузнецовым, у них случился конфликт. Якобы Кузнецов сказал, что вернет ей вещи только после того, как она принесет ему амфетамин. Сначала Каравайчик хотел просто «разбить Кузнецову лицо», но в итоге приготовил смесь из толченых таблеток, которую непросто отличить от наркотика по запаху и внешнему виду, и пошел встречаться с Кузнецовым в компании Грибовской и работника своей бригады. На этой встрече Кузнецов рассказал Каравайчику о наличии у него «ментовской крыши» — тогда Каравайчик не стал его бить, только вручил ему сверток с якобы поддельным амфетамином.
В суде Каравайчик настаивал на том, что никогда не изготавливал наркотики, а лишь обманывал покупателей. Продавал им толченые таблетки под видом амфетамина, чтобы накопить денег на разработку эндопротезов для кошек и собак. Якобы он научился имитировать запах и внешний вид наркотика, а для имитации действия амфетамина придумал смешивать ноотропные препараты пирацетам и аминалон с кофеином. Наркотики же ему, по его словам, подбросили полицейские во время задержания. Также в суде он рассказал, что в участке его пытали: сотрудники полиции, по его словам, били его бутылкой по голове и применяли электрошокер.
Грибовская подтверждала версию мужа в суде и рассказывала, что, помимо протезов для питомцев, он изобретал графеновые присадки для бензиновых двигателей, чтобы снизить расход топлива. Но следствие не поверило в то, что товар, который сбывали супруги, не содержал амфетамина: экспертиза состава изъятых у Каравайчика смесей подтвердила наличие в них наркотика.
Не привык к людям еще
На каком основании была помилована Диана Грибовская, неизвестно. Ее отец рассказал телеграм-каналу «Ротонда», что это произошло «по совокупности улик». «И Дима попросил, и мы попросили. Было помилование президента», — пояснил он.
Владимир Грибовский не хочет рассказывать подробности произошедшего до тех пор, пока Дмитрий Каравайчик не вернется домой. После возвращения из Украины он, по словам Грибовского, вновь отправился на фронт. В январском интервью Каравайчик рассказывал, что планирует и дальше «работать в ЧВК» — «улучшаться и узнавать новые виды боя и новое оружие».
«Тут люди какие-то злые, там проще как-то. А может, я просто не привык к людям еще? Может, нужна адаптация какая-то к обычной жизни? Я же дома всего шесть дней, еще глаза не привыкли. Да, красивые девушки, цветы, магазины, все это заманивает. Но все равно… Там лучше», — рассказывал он журналистам. Рассуждал Каравайчик и об особом азарте бывших заключенных в зоне боевых действий. Мол, им нечего терять, «они очищаются кровью и потом заслуживают помилование».