Появление омикрона в России привело к взрывному росту заражений. Как выяснил «Холод», россияне в январе 2022 года оформили рекордное количество больничных — листок нетрудоспособности взял каждый 12-й работник.
В разгар эпидемии коронавируса в России, как и в других странах, начали быстро развиваться новые технологии в здравоохранении: сразу же появилась дистанционная продажа лекарств, начала широко применяться телемедицина. А к 2022 году страна полностью отказалась от бумажных больничных — теперь их выдают только в электронном виде с отправкой работодателю. Причем для получения такого больничного во время эпидемии даже не надо идти в поликлинику, его оформляют онлайн.
Сами электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН) — так теперь называется больничный — появились еще до эпидемии, их начали вводить постепенно с 2017 года. За год до появления коронавируса цифровым был только каждый четвертый больничный. Но уже к концу 2020 года практически все больничные оформлялись (или дублировались) электронным способом — к ноябрю к системе были подключены медучреждения, которые обеспечивают выдачу более 99% всех листков. Всего по итогам 2020 года две трети листков были выданы электронно: общее количество больничных составило 60 миллионов штук, из них 39,4 миллиона пришлись на ЭЛН.
Первый же месяц повсеместного обязательного использования ЭЛН показал рекордную заболеваемость россиян во время волны омикрона. По данным Фонда социального страхования (ФСС), за январь 2022 года было оформлено более 6 миллионов больничных. При этом до 2020-го года выдавалось всего 40 миллионов листков в год — а это означает, что январь стал рекордным по числу выданных больничных в России за все время.
Для сравнения, год назад в январе шла на спад вторая волна коронавируса. И тогда за месяц, который на треть состоит из выходных, россияне оформили всего 2,6 миллиона больничных, то есть вдвое меньше, чем в предшествовавшем ему декабре.
Такой эффект омикрона не является уникальным для России. Как уже рассказывал «Холод», несмотря на кажущуюся «мягкость», омикрон все равно заполняет больницы из-за стремительного взлета количества заболевших. Это справедливо и для тех, кому не нужна госпитализация, но кто все равно чувствует себя слишком плохо, чтобы выходить на работу. В результате получается «естественный локдаун» — когда людей никто не заставляет, но они все равно вынуждены сидеть дома.
Именно массовые больничные среди работников транспорта, здравоохранения и образования привели к тому, что в декабре в Великобритании сократили срок самоизоляции с десяти до семи дней. Вскоре так же поступили в США. 18 января аналогичное сокращение (с 14 до 7 дней) карантина объявили и в России.
В данных ФСС учитывается только число выданных больничных листков, а не количество людей, которые их оформили. «Холод» обратился с этим вопросом в Минздрав, но там не смогли оперативно предоставить данные за январь. Но если предположить, что за три рабочие недели января один и тот же человек вряд ли мог заболеть дважды, то получается, что больничный получили 8,4% занятых россиян, а это каждый 12-й.
К началу февраля пик волны омикрона в России еще не был достигнут. Рекорды по количеству заболевших обновляются каждый день. Это означает, что людей, которые не смогут выйти на работу и водить автобусы, готовить еду или заботиться о заболевших, станет только больше.
«Холоду» нужна ваша помощь, чтобы работать дальше
Мы продолжаем работать, сопротивляясь запретам и репрессиям, чтобы сохранить независимую журналистику для России будущего. Как мы это делаем? Благодаря поддержке тысяч неравнодушных людей.
О чем мы мечтаем?
О простом и одновременно сложном — возможности работать дальше. Жизнь много раз поменяется до неузнаваемости, но мы, редакция «Холода», хотим оставаться рядом с вами, нашими читателями.
Поддержите «Холод» сегодня, чтобы мы продолжили делать то, что у нас получается лучше всего — быть независимым медиа. Спасибо!