Примерно каждый десятый релокант, покинувший Россию в 2022-2023 годах, вернулся на родину. Об этом пишет газета «Ведомости», ссылаясь на результаты мониторинга Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.
В феврале – марте 2024 года сотрудники Института провели социологический онлайн-опрос, в котором приняли участие 3459 россиян, покинувших страну после начала полномасштабного российского вторжения в Украину и пробывших за границей не менее трех месяцев подряд.
Согласно результатам опроса, чуть более четверти вернувшихся в Россию респондентов (26,7%) во время эмиграции успели пожить более чем в одной стране. Причем почти половина из них (46,8%) меняли страну проживания как минимум дважды.
В то же время 64% опрошенных рассказали, что, покинув Россию, оставались в той стране, в которую приехали первой. Еще 26% респондентов сообщили, что во время эмиграции меняли страну проживания лишь единожды и по-прежнему живут там.
В списке самых популярных среди россиян стран для первоначальной релокации, согласно опросу РАНХиГС, оказались Грузия (15,5% респондентов), Казахстан (10,5%), Армения (9,9%), Израиль (8,4%), Турция (8,3%), Германия (5,7%) и Сербия (4,6%). При этом большинство уехавших в Грузию, Армению, Казахстан и Турцию россиян позже покинули эти страны и поселились в других.
По данным РАНХиГС, всего в 2022 году Россию могли покинуть около 650 тысяч человек. Это утверждение основано на данных национальных статистических служб государств, в которые преимущественно переезжают россияне. Авторы исследования уточнили, что также учли статистику пересечения границ России и стран переезда, а именно СНГ, Грузии, стран Евросоюза, Израиля, США, Канады, Австралии, Швейцарии, Турции, Сербии, Черногории, Монголии и Аргентины.
По словам экспертов, опрошенных «Ведомостями», точно определить число уехавших после начала войны россиян чрезвычайно сложно. В частности, затруднительно найти данные о релокантах переехавших в Таиланд, Индию, Шри-Ланку, Малайзию, Индонезию, Вьетнам, Египет и Мексику, отметил демограф Алексей Ракша. В то же время он выразил уверенность, что те, «кто не нашел себя [за границей] – уже вернулись».