В протоколе опроса 15-летнего школьника Арсения Турбина, приговоренного к пяти годам воспитательной колонии по террористической статье, есть признание, которое он на самом деле не делал. Об этом пишет «Медиазона», ссылаясь на полную расшифровку опроса девятиклассника.
Как пишет издание, в протоколе опроса Турбина, который сотрудники ФСБ провели 30 августа 2023 года в присутствии его матери, сказано, что он признался в планах вступить в легион «Свобода России», объявленный террористической организацией, а также «направил им заполненную анкету».
«В период с 14 ч. 12 мин. 06.06. 2023 по 01 ч. 05 мин. 08.06.2023 Турбин А., находясь по месту своего жительства в квартире, используя в качестве электронного устройства свой ноутбук марки ACER, ответил на поставленные в анкете вопросы, отправив ее неустановленым в ходе предварительного следствия способом представителям УВО Легион «Свобода России»», — также говорится в обвинительном заключении суда.
Мать девятиклассника Ирина Турбина утверждает, что ее сын во время опроса такого не говорил. Она также рассказала, что силовики несколько раз перепечатывали протокол из-за ошибок и неточностей, предположив, что сотрудники ФСБ могли дать ей прочитать черновик, а затем вписали признание ее сына и отдали ей на подпись.
«Если бы я раньше знала, что это за люди, я бы перечитала еще раз», — сказала она.
«Медиазона опубликовала расшифровку того опроса. Она есть в материалах дела и не содержит признания, которое есть в протоколе опроса и обвинительном заключении. Так, силовики задавали школьнику вопросы о политике, в частности о Владимире Путине и Алексее Навальном. Или, например, какую страну он считает образцом демократии, а также какой стороне он сочувствует в российско-украинском конфликте.
Также оперативники говорили с Турбиным о планах вступить в легион и спрашивали отправил бы он анкету для этого. При этом оперативники дают понять ребенку, что отправить анкету отправить анкету соискателя в легион «Свобода России» — это «нормально» и «не против закона».
Вот часть их беседы в самом конце опроса:
сотрудник ФСБ: …вот с тобой свяжутся. Ты готов выполнять какие-то их конкретные действия?
Турбин: А, ну если только вот может быть листовку там раздать.
сотрудник ФСБ: Листовку раздать, да?
Турбин: Вот так. Но подрыв действенности я не хочу вести.
сотрудник ФСБ: Все. Вот мы как бы, чтобы понимание у нас было, вот как бы итог. Что в принципе ты их как бы идеологию такую разделяешь, считаешь, что они нормальные ребята и поддержать мог бы их вот раздачей листовок. Правильно?
Турбин: Ну да.
Ранее «Новая газета Европа» писала, что старший следователь первого отдела по расследованию особо важных дел управления Следственного комитета по Орловской области Трунов, ознакомившись с полной расшифровкой, хотел прекратить дело против школьника. Но материалы передали другому следователю — Ирине Симоновой.