Каждое утро вдоль Хилокской улицы на окраине Новосибирска выстраиваются десятки мужчин в поисках работы. Преимущественно это граждане Узбекистана. Они ждут, когда к ним на автомобиле подъедет любой работодатель и предложит заработок. Многие не могут уехать на родину из-за закрытых границ. Жители соседних домов жалуются на «безобразие, которое “творится на Хилокской улице»»: «Мы квартиру здесь продать не можем из-за того, что здесь стоят гастарбайтеры. Постоянно они здесь, кучами. Это так с утра и до часов пяти. Это сегодня дождь, и их еще мало, а так вообще… Люди едут, допустим, квартиры посмотреть, видят это — разворачиваются обратно. Они даже не подходят к дому». Они рассказывают, что в это место гастарбайтеры приходят в поисках работы уже на протяжении 15 лет. «Холод» публикует фотографии мигрантов и их прямую речь.
«Я из Узбекистана. Приедет машина, клиент — поедем на работу. Мы любую работу выполняем, какая есть. У меня квартира [в Новосибирске уже] 15 лет. В Узбекистане с работой тоже нормально. Кому как. Здесь много наших. У вас обычно один-двое детей в семье, а у нас — много. У меня восемь. Один живет в Москве, другие уехали обратно».
Мамур
«Я четвертый месяц в России, частным образом приехал. Дорога закрылась [из-за коронавируса], поэтому мы здесь. Как откроется — уеду. Работы мало, сейчас не сезон. Сюда [на Хилокскую улицу] приезжают люди, у кого для нас работа есть. Если я могу ее выполнить — на эту работу пойду. Я все могу: строить могу и копать могу. Деньги платят когда как, иногда обманывают. Мы будем здесь стоять до 9-10 часов утра. Если нет работы — пойдем отдыхать».
Юнус
«Я из Узбекистана, 15 лет там работал. Здесь я могу заработать 250-300 долларов в месяц. Работу делаем любую, в основном — строительную. Границы закрыли, поэтому мы здесь. Приехали в марте. Планируем вернуться, когда денег заработаем».
Азиз
«Я из Ташкента. Закончил театральный вуз, учился и на журналистику, но не до конца. Спасибо президенту российскому Путину, отличный мужик он, нам помогает. Нам прописку сделали.
Ходжибой, 52 года
Работы хватает. Я занимаюсь стройкой и работаю поваром. Готовлю самсу, лагман, манты. У меня семья на родине, слава богу. Четверо детей. Нас Россия принимает. Если не будет принимать — скандал будет».
«Я недавно в Новосибирске, 6 месяцев. До этого на родине был в Таджикистане. У меня там пятеро детей. Внук и внучка есть. Сейчас карантин, но здесь хорошо, нормально. Работы хватает. Человек, который хочет на работу — найдет ее. У меня место работы постоянное есть — стройка. Я просто так сюда пришел — по делам ходил. По специальности я — строитель, но сам по себе я человек не строительный — я у себя на родине занимался торговлей. Попал под курс доллара. Когда жизнь заставляет человека что-то делать, у него не остается выхода».
Рустам, 54 года
«Никто нас не обижает. Зачем? Все люди одинаковые. Кто русский, кто другой нации — какая разница? Лишь бы человек был хороший. Никакой обиды здесь нет. Нас уважают здесь. Все нормально общаются. Хочется тебе работать — работай».
Жасур (имя героя изменено):
«Я из Узбекистана. Работы нет, ждем, когда откроют границы. Мы из Владивостока пришли в мае месяце вчетвером. Там я не мог — жара, а у меня давление. Хотел обратно уехать на родину — не получилось. Здесь застрял. Если работа есть, мы работаем: если стройка — стройка, если уборка — уборка. Как-то надо жить. Надо прожить, пока границы откроют. Шесть детей у меня. Они страдают без отца. Самому маленькому ребенку — 23, взрослый уже, но все равно. Говорят, 15 сентября откроют границы. Ждем. Как откроется граница — придется уехать. Я уже должен пенсию оформлять. Пенсия у нас с 60. В Узбекистане работа есть. Платят вроде нормально, если у вас есть специальность. У меня специальность есть. Я в Москве железнодорожный техникум закончил. На следующий год, если будут предлагать работу и по документам все нормально будет, — приедем поработаем. Здесь нужно делать прописку и патент, экзамен нужно пройти».
Абдулла, 56 лет
На Хилокской улице расположен один из самых крупных плодово-овощных рынков в Сибири. В середине августа группа новосибирцев потребовала через суд закрыть Хилокский рынок. Жители считают, что на нем не соблюдаются санитарные нормы и что он представляет опасность для горожан.
В октябре 2019 года на Хилокском рынке произошла массовая драка со стрельбой. Были задержаны 50 человек, сгорели две машины, а на место выезжали бойцы СОБРа и ОМОНа. Как писало издание «Тайга.инфо», конфликт произошел из-за того, что двое торговцев не смогли договориться о стоимости аренды помещения: «Первый прислал каких-то вооруженных братков за деньгами».
«В России прокуратура работает. Если увидят меня — накажут».
Нодир (имя героя изменено):
«Дорогу открывай, самолет пускай! Уже Казахстан открыли, говорят».
Нурасыл (имя героя изменено):
«Я из Узбекистана. Приехал в Новосибирск четыре дня назад. До этого был в Омске. Там обманывают.
Диришат, 32 года:
В Новосибирске платят 2000-2500 рублей в день. Границы закрыты. Сейчас ехать нельзя — карантин.
Когда границы откроют — уедем домой. У меня на родине сын и дочка».
«Мы каждый день здесь стоим.
Жунус (имя героя изменено)
Мы местные. Мне 18. Окончил десятый класс. Я родился в Киргизии, приехал с родителями.
Я занимаюсь стройкой, любой работой. Платят нормально — двушку за день. Работаю до 6 часов обычно».
«Скажите государству: открывайте, пожалуйста, границы или самолет надо. Надо уезжать домой. Я из Узбекистана. В посольство обращаться тяжеловато — орут много. У меня все в порядке с документами, просто самолет надо хотя бы. Нас здесь из Узбекистана, кто не может уехать, много, больше тысячи. Скоро зима начинается. Как зимой работать? Надо домой.
Машраф
Там семья ждет — у меня два сына».