Уже через несколько недель после начала полномасштабного российского вторжения в Украину в феврале 2022 года руководство Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) потребовало от своих подчиненных быть жестокими по отношению к украинским военнопленным. «Будьте жестоки, не жалейте их», приказал, в частности, своим сотрудникам начальник УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Игорь Потапенко. Об этом пишет американская газета The Wall Street Journal, ссылаясь на результаты собственного расследования.
По данным издания, этот приказ генерал-лейтенент Потапенко, которого позже назначили вице-губернатором Санкт-Петербурга, отдал во время совещания в региональном штабе, на котором собрали представителей спецподразделений ФСИН. Так, WSJ утверждает, что на этом совещании Потапенко сообщил подчиненным, что в отношении украинских военнопленных не будут действовать обычные правила содержания заключенных, а насилие против них может быть неограниченным.
В частности, с сотрудников надзиравших за пленными украинцами сняли обязанность носить нагрудные видеорегистраторы. Вместо этого тюремщики начали постоянно носить на работе балаклавы. Кроме того, вероятно, для того, чтобы избежать налаживания связей между российскими тюремщиками и украинскими военнопленными, руководство ФСИН решило организовать ротацию. Специальные команды сотрудников ведомства должны были работать в каждой тюрьме не более месяца.
Как пишет издание, получив от руководства карт-бланш на насилие по отношению к пленным украинцам, сотрудники ФСИН с энтузиазмом принялись воплощать в жизнь требования начальства. Источники из числа бывших чиновников ФСИН рассказали о помещениях, заваленными сломанными в ходе пыток полицейскими дубинками, и экспериментах ФСИН по использованию для избиений других предметов, причиняющих более сильную боль.
Некоторые собеседники издания также дали показания в рамках расследования, которое ведет Международный уголовный суд. По словам двоих бывших офицеров спецподразделений ФСИН, они успели уволиться со службы до того, как их заставили пытать пленных украинцев, однако о происходящем им рассказывали коллеги, продолжившие работать в ведомстве.