В Темрюкском районе Краснодарского края покончил с собой украинский подросток Александр Якущенко, вывезенный из Херсонской области. Последний год своей жизни он провел в приемной семье и часто жаловался своим друзьям на отношения с опекунами. «Важные истории» выяснили, что Якущенко повесился — его тело нашли рабочие в нескольких километрах от дома приемных родителей.
Якущенко вырос в детском доме семейного типа в селе Токаревка под Херсоном. Друг погибшего подростка Сергей Манченко рассказал журналистам, что условия содержания детей там были «максимально жестокие».
«Нас очень много заставляли работать. Там была стройка, мы с Сашей вместе штукатурили, цемент мешали почти каждый день, летом и зимой. Это как будто эксплуатация какая-то. Били, особенно малых. Я помню, мы ходили в школу и отвлекались от всего, потому что дома было очень плохо, максимально плохо. Когда были выходные, мы не хотели домой идти — все радовались, что выходные, домой, а мы не любили», — поделился Манченко.
Детдомом руководила местная жительница Лидия Шарварлы. После того, как Украина вернула Херсон, она вместе с детьми, находящимися у нее под опекой, уехала в Россию. Бывшая подопечная женщины Карина Петренко рассказала, что в России детям должны были выдать единовременную компенсацию, которую позже присвоила себе Шарварлы. По данным издания, за всех несовершеннолетних воспитанников женщина могла получить до 700 тысяч рублей.
Дочь Шарварлы Татьяна отрицала обвинения подопечных женщины в эксплуатации детей и присвоении денег. Вопрос журналиста о помощи женщине со стороны российских властей Татьяна назвала провокационным и отказалась на него отвечать. Журналисты издания тем временем выяснили, что в январе 2023 года Лидия Шарварлы и ее родная семья купили в Краснодарском крае дом площадью почти 350 квадратных метров.
В России Шарварлы отказалась от опеки над детьми и шестеро детей попали в три приемные семьи в Темрюкском районе Краснодарского края. Двое подопечных женщины уже стали совершеннолетними.
Якущенко взяли под опеку Наталья и Александр Лукашенко — приемная семья со стажем из станицы Ахтанизовская. К тому моменту у опекунов были как кровные, так и другие приемные дети.
Александр утверждает, что семья перестала нести ответственность за Якущенко спустя месяц после того, как он попал под опеку — тогда подростку исполнилось 18 лет. «Он просто у нас жил. Кушать мы ему давали, ну, не выгонишь парня. Ему идти некуда было <…> Зачем отказываться, если органы опеки просят? Они в той семье никому не нужны были, и чтобы здесь никому не нужны были, что ли?» — заявил мужчина.
В новой семье Якущенко прожил почти год. За это время друзья подростка не раз замечали у него суицидальные настроения. Одноклассники поделились, что несколько раз пытались отговорить подростка от самоубийства.
По данным издания, незадолго до своей смерти Якущенко отправил друзьям голосовое сообщение, в котором рассказал о сложных отношениях с приемными родителями.
«Я там никому нахуй не нужен. Мне дали это понять. Я всем жизнь порчу. Я не смогу, я повешусь… Если бы меня не было, сейчас бы ни у кого бы, нахуй, проблем не было, если бы я только сюда бы не приехал. Не могу… Сука! Мне очень больно. Я не знаю, что делать», — цитирует издание сообщение Якущенко, которое оказалось в распоряжении журналистов.
Подросток иногда вспоминал свою биологическую маму и рассказывал друзьям о планах переезда к ней в Украину. Сама женщина сказала журналистам, что Якущенко и других детей у нее забрали в 2016 году из-за алкогольной зависимости. С тех пор, по ее словам, с погибшим подростком она не виделась, но продолжала общаться по телефону.
В распоряжении журналистов оказалось свидетельство о смерти Якущенко. В документе указано, что подросток умер 10 января 2024 года. Судмедэксперт рассказал опекунам подростка, что в последний момент Якущенко, вероятно, передумал и пытался вылезти из петли.
По словам Лукашенко, похороны Якущенко организовали за счет приемной семьи. На вопрос о причинах самоубийства подростка мужчина ответил, что «не может знать» потому что ему ничего «никто не докладывал».
Несколько человек, которые присутствовали на похоронах, рассказали, что опекуны Якущенко выбрали ему самый дешевый гроб, а цветы на могилу «кидали, как собаке». По словам подруги погибшего подростка, во время похорон семья приемного говорила «Слава богу, он умер. Меньше проблем».
После самоубийства Якущенко, на сайте Темрюкского района вышла статья о семье Лукашенко с заголовком «Любви хватит на всех». В статье говорилось об «атмосфере добра, уюта и заботы друг о друге», но ни слова о самоубийстве одного из детей. По данным издания, через несколько месяцев после смерти Якущенко под опеку Лукашенко передали еще одного ребенка.