Русскоязычный твиттер ополчился на Дмитрия Глуховского. Поводом для хейта стал твит писателя, в котором он рассказал, как просто эмигрировать. Некоторые пользователи поддержали Глуховского, однако многие осудили: они настаивали, что у большинства россиян нет таких же стартовых возможностей, как у Глуховского, поэтому критиковать их неправильно. По мере развития конфликта за писателя вступился блогер и ведущий Майкл Наки, который обвинил россиян в нытье, безделье и перекладывании ответственности, чем спровоцировал конфликт с еще одним блогером и политиком Максимом Кацем. «Холод» рассказывает главное из токсичной дискуссии и объясняет, при чем тут водитель автобуса из Саратова.
Чтобы не пропускать главные материалы «Холода», подпишитесь на наш инстаграм и телеграм.
22 ноября писатель Дмитрий Глуховский заявил в своем твиттере, что российские эмигранты обязаны показать европейцам и украинцам «другую Россию» и помогать тем, кто уехал из страны позднее них. В реплаях ему напомнили, что у людей разные стартовые позиции. На вопрос, что делать, если человек водит автобус в Саратове, Глуховский ответил: «1. Учишь английский 2. Учишь Питон 3. Едешь в Германию работать».
Большинство людей раскритиковали писателя и отметили, что эмигрировать не так легко, как ему кажется. Пользователь Pavel Osadchuk заметил, что для среднего уровня в IT и получения рабочей визы нужно работать два-три года, а для работы в Германии — учить не только английский, но и немецкий. В реплаях и в цитированиях появилось множество переделок, шуток и мемов на тему исходного твита:
После того как твит завирусился, Глуховский рассказал о трудностях своей юности. По его словам, впервые он эмигрировал в 17 лет. По словам писателя, первый год он не работал и жил на деньги, которые Израиль выплачивает репатриантам. Затем финансовая поддержка от государства кончилась. Родители присылали ему 200 долларов в месяц, а остальные деньги писатель зарабатывал сам. «Было сложно, конечно, и тоскливо, и одиноко, и очень бедно. Два раза в неделю ел фалафель в пите, это был шик. Но ничего, как-то доучился», — написал Глуховский.
Этот твит вызвал новую волну возмущения и критики. Пользователи заявили, что Глуховский мог уехать за границу, а это значит, что его стартовые условия были лучше, чем у большинства россиян. Люди обратили внимание на то, что средние зарплаты в России в 1996 году, когда писателю было 17 лет, были меньше суммы, которую ему присылали родители.
Рассказ Глуховского о своей юности вызвал новую волну мемов и шуток. Стендап-комик Виктор Копаница даже наложил текст твита Глуховского на бит трека «Биография» группы «Кровосток».
Про белое пальто тоже не забыли.
За писателя вступился ведущий и видеоблогер Майкл Наки. Он осудил критиков Глуховского: «Вы уделали одного из главных российских писателей XXI века. Который под уголовкой. Хотя мог бы стричь бабло лопатой, но решил, что совесть важнее». Наки посоветовал пользователям твиттера не возмущаться словами и действиями российских оппозиционеров.
«Не то чтобы Глуховский нуждался в моей защите. Просто как заебал инфантилизм людей. За них все всё должны сделать. ВСУ Путина свергнуть, европейцы ВНЖ дать, оппозиция карточки в банках выпустить. Вы че-то делать будете, дорогие друзья? Вы как дожили до своих лет?» — написал Наки.
В ответ ему сказали, что слова Глуховского «оторваны от реальности». Пользователи твиттера отметили, что сам Наки вырос в обеспеченной и привилегированной семье, а его отец — гражданин США. Журналист ответил на критику тредом, в котором рассказал, что в детстве у него дома были коробки вместо мебели, а во время работы на радио «Эхо Москвы» он просыпался в пять утра и шел на электричку через лес.
Также слова Наки не понравились блогеру и бывшему муниципальному депутату Максиму Кацу: он сказал, что Наки критикует обычный народ, а не власти. В ответ Майкл Наки обвинил Каца в том, что такие, как он, «вместо борьбы с Путиным бесконечно дерьмо раскидывают, лишь бы нихера полезного не делать с ехидным ебалом».
Спор Глуховского и Наки с Максимом Кацем и другими пользователями твиттера также привел к обсуждению того, что у людей разные стартовые условия: эмиграцию и работу за границей могут себе позволить далеко не все.
Весной 2022 года после полномасштабного военного вторжения Украину страну покинули десятки тысяч россиян. Вторая волна эмиграции случилась осенью 2022-го — после того как власти объявили мобилизацию. Люди, которые уехали из страны в сентябре и октябре прошлого года, опасаясь призыва, покидали Россию без долгосрочных планов и накоплений. Многие россияне не смогли адаптироваться в других странах и вернулись домой.