Переговорщик с талибами и прототип героя Николаса Кейджа

Кто такой Виктор Бут — осужденный в США россиянин, которого обменяли на американку Бриттни Грайнер
Переговорщик с талибами и прототип героя Николаса Кейджа

Американскую баскетболистку Бриттни Грайнер, которую в России осудили за контрабанду и хранение наркотиков, обменяли на 55-летнего россиянина Виктора Бута, находившегося в американской тюрьме. МИД России подтвердил эту информацию. «Холод» рассказывает, чем занимался Бут, получивший на Западе прозвище «торговец смертью».

Переводчик

Виктор Бут родился в 1967 году в семье автомеханика и бухгалтера в Таджикской ССР. До четвертого класса он учился в английской спецшколе в Душанбе, а затем переехал с семьей в поселок Ленинский (с 1998 года называется Сомониен).

«Он действительно в школе был самый лучший. Такой активный, всегда проводил все мероприятия. Он комсорг школы был!» — говорила классная руководительница Бута Лариса Лепешкина.

Еще в детстве у него проявились способности к языкам, в старших классах он сам изучал немецкий и эсперанто. После школы Бут пытался поступить в МГИМО, но на вступительных экзаменах получил двойку за сочинение, и его забрали в армию. Через два года он стал студентом португальского отделения Военного Краснознаменного института в Москве. Пройдя ускоренный годичный курс, Бут получил звание младшего лейтенанта и отправился служить переводчиком в Анголу и Мозамбик в составе миротворческих сил ООН. По его словам, вернувшись из командировки, он уволился из института в звании лейтенанта и стал переводчиком в центре организации авиаперевозок Союза объединенных кооперативов СССР. На тот момент Буту было 23 года.

Переговорщик с «Талибаном»

Переводчиком Бут проработал чуть больше года. В начале 1990-х он основал собственный бизнес международных авиаперевозок, со временем у Бута появился свой парк самолетов. Несколько его компаний организовывали рейсы из Европы и Азии в Африку. «В 1994 году мы осуществили переброску французского контингента в Африку, когда в Уганде начался геноцид. Мы также отвезли бельгийский военный контингент в Сомали и в течение полутора лет обеспечивали все его перевозки, — рассказывал Бут. — У нас были также контракты и с российскими предприятиями. Мы, например, осуществили около 100 рейсов по контракту Росвооружения с правительством Анголы». 

В 1995 году боевики «Талибана» захватили российский самолет Ил-76, который доставлял патроны для правительства Афганистана. Бут участвовал в переговорах с талибами об освобождении экипажа — как позже объясняла его жена Алла Бут, он зафрахтовал (то есть нанял) этот борт для грузоперевозок по заказу афганского правительства. Но переговоры провалились: летчики еще год находились в плену, и компания Бута «Трансавиа» регулярно доставляла им продукты, воду и сигареты. В 1996 году во время очередного профилактического осмотра самолета экипажу удалось улететь из плена. Российская сторона утверждала, что побег стал для нее неожиданностью, но, скорее всего, он был спланирован: пилоты получили от Ирана разрешение на пролет сразу же после взлета. По словам летчиков, Бут был одним из первых людей, встретивших их в аэропорту города Шарджи в ОАЭ. Сам бизнесмен говорил, что экипаж был «вытащен» из плена, но не раскрывал подробностей операции.

«Оружейный барон»

О том, что Бут «много лет поставляет оружие» в «горячие точки» в Африке, в 1999 году впервые сообщила газета The Guardian. Через год Совет безопасности ООН попросил группу экспертов подготовить доклад о соблюдении режима международного эмбарго в отношении Анголы, где с 1975 года шла гражданская война. Эксперты заключили, что повстанцы в обход эмбарго продолжали получать оружие и что перевозил его Бут. Позже его также обвинили в поставках оружия повстанцам из Сьерра-Леоне и Либерии. 

В результате ООН ввела персональные санкции против Бута: в 2002 году запретила ему перемещаться по миру, а еще через три года вместе с США потребовала заморозить счета бизнесмена и всех связанных с ним компаний и лиц. Как утверждала Алла Бут, это привело к тому, что ее муж разорился, перестал заниматься авиаперевозками и выезжать за пределы России. Однако, по словам Алекса Вайнса, который в то время был инспектором ООН по соблюдению санкций в Западной Африке, Бут свободно путешествовал, потому что у него было несколько паспортов в разных странах. 

Накануне войны в Украине жили тысячи людей с российскими паспортами. Теперь они не хотят быть россиянами, но Украина их не принимает
Общество5 минут чтения

Сам Бут считал свои перевозки законными: «Я делал свою работу, меня не интересовало, что я везу и для чего, — я получал заказ, оформлял все законно. А если там какие-то проблемы с грузом, то почему не разбираются с теми, кто его заказывал, кто отправлял?».

В 2003 году газета New York Times выпустила профайл Бута, а через два года режиссер Эндрю Никкол снял фильм «Оружейный барон» — главного героя, прототипом которого был бизнесмен, сыграл Николас Кейдж.

Заключенный

В 2008 году Бута арестовали в Таиланде по запросу управления по борьбе с наркотиками США. По версии обвинения, агенты американских спецслужб выдавали себя за боевиков колумбийской группировки ФАРК, которая признана в США террористической, и вели с Бутом переговоры о покупке зенитных ракет. Они дали ему понять, что планируют использовать это оружие для нападений на военнослужащих армии США, поддерживающих колумбийское правительство. В ответ на это Бут якобы сказал: «У нас с вами один и тот же враг».

Власти США обвинили бизнесмена в сговоре с целью убийства американских граждан и должностных лиц, незаконной попытке продать оружие и материальной поддержке террористической группировки. Бут провел в Таиланде два с половиной года — местные суды дважды отказывали США в его выдаче, считая его вину недоказанной. Но в 2010 году апелляционный суд Таиланда согласился на экстрадицию Бута по обвинениям в помощи террористам. Через два года суд присяжных в Нью-Йорке признал бизнесмена виновным по всем пунктам обвинения, и его приговорили к 25 годам тюрьмы.

Бут не признал свою вину. Он утверждал, что не участвовал в переговорах о поставках оружия и только хотел продать несколько самолетов, «оставшихся после развала авиационной фирмы», через своего делового партнера некоему клиенту.

Гражданин для обмена

«Вопрос взаимного обмена российских и американских граждан, находящихся в местах заключения на территории двух стран, в свое время обговаривался президентами России и США», — прокомментировала возможный обмен Бута на Грайнер и Уилана официальный представитель МИД России Мария Захарова. По ее словам, переговоры об обмене продолжаются, но «конкретный результат пока не достигнут». 

В 2011 году СМИ распространяли слухи о том, что Виктора Бута хотят обменять на бывшего офицера Минобороны Андрея Хлычева, осужденного в России за работу на американские спецслужбы. Тогда бывший официальный представитель МИД Александр Лукашевич отрицал, что Россия собирается обменивать Бута на кого-либо, поскольку бизнесмен никогда не состоял на госслужбе и не выполнял поручения государственных структур.

Как государство преследует российских ученых за госизмену. Исследование «Холода»
Общество4 минуты чтения

Американский адвокат россиянина Стив Зиссу «с осторожным оптимизмом» оценивал шансы на обмен. По его словам, российское правительство «последовательно изъявляло желание вернуть Виктора Бута домой». В то же время он предположил, что «из соображений безопасности» власти США вряд ли сообщат об обмене заключенными до того, как он завершится: «Об этом не будет известно, пока [в России] не приземлится самолет [с Бутом на борту]».

Обновлено 8 декабря. Стало известно, что Виктора Бута обменяли. РИА «Новости» со ссылкой на МИД России сообщает, что обмен произошел в аэропорту Абу-Даби.

Чтобы не пропускать главные материалы «Холода», подпишитесь на наши социальные сети!

«Холоду» нужна ваша помощь, чтобы работать дальше

Мы продолжаем работать, сопротивляясь запретам и репрессиям, чтобы сохранить независимую журналистику для России будущего. Как мы это делаем? Благодаря поддержке тысяч неравнодушных людей.

О чем мы мечтаем?
О простом и одновременно сложном — возможности работать дальше. Жизнь много раз поменяется до неузнаваемости, но мы, редакция «Холода», хотим оставаться рядом с вами, нашими читателями.

Поддержите «Холод» сегодня, чтобы мы продолжили делать то, что у нас получается лучше всего — быть независимым медиа. Спасибо!