«За 20 лет я попробовал 15 тысяч сортов пива»

Автор старейшего пивного блога Павел Егоров — о том, как бросил работу на «Первом канале» и посвятил свою жизнь пиву
«За 20 лет я попробовал 15 тысяч сортов пива»

53-летний москвич Павел Егоров с конца 1990-х ведет некоммерческий блог о пиве — публикует обзоры и собирает виртуальные коллекции на пивную тематику. Егорова в интернете называют историком пива — он изучает всевозможные документы и книги, связанные с этим напитком, и даже сам составил энциклопедию советского пива. Павел Егоров рассказал «Холоду», почему важно сохранять историю исчезающих пивоварен, какое пиво на самом деле было в СССР и почему Россия сейчас — самое интересное место в мире с точки зрения пива.

— Я читала, что вы дегустируете по два сорта пива в день. Это так? 

— Примерно так, да. За 20 лет я попробовал где-то 15 тысяч сортов пива. В среднем я пробую 500 сортов за год, но делаю это не каждый день. Обычно во время какой-то поездки я захожу в пивной бар и там могу выпить сортов десять за день. Пивоварен может быть представлено и несколько, поэтому за день могу попробовать и 20–30 сортов, а потом целый месяц ничего нового не пью.  

— То есть вы не пьете пиво каждый день по необходимости?

— Каждый день я пью что-нибудь простенькое, а дегустация — это отдельный вопрос. В современном крафтовом движении сотни пивоварен, они делают огромное количество сортов, и я начал замечать, что уже не успеваю — многие вещи проходят мимо меня. Надо пробовать больше двух сортов в день, чтобы хотя бы просто уследить за тем, что творится в крафтовом движении в России и в мире.

— Бывают периоды, когда вам не хочется пить пиво?

— Это единственный продукт, от которого я не могу устать. Разве что сейчас я две недели проболел и не пил. Но таких периодов у меня было два-три с начала 1990-х. А так, конечно, я пиво пью ежедневно. 

— Вы ведете блог о пиве уже больше 20 лет. С чего все началось, почему именно пиво, а не другой алкоголь?

— Я увлекся пивом, когда пошел в институт — это был 1984 год. Но пробовал я его раньше, еще когда ходил в детский сад — у нас на Чистых прудах была пивная, отец туда частенько заходил, давал и мне глоточек попробовать. Там были самые вкусные соленые баранки! Но по-настоящему пить пиво я начал, когда пошел в институт. Почему именно пиво? Потому что, во-первых, это вкусно, во-вторых, не так дорого, в-третьих, из алкогольных напитков оно самое безвредное. Ну, и в те времена вообще с алкоголем было напряженно, в 1985 году вышел антиалкогольный указ (имеется в виду Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», вышедший 16 мая 1985 года. — Прим. «Холода»). Тогда вообще была проблема достать что-либо, пиво в том числе.

— А вы помните, когда именно решили завести блог? 

— Все начиналось постепенно. Во времена СССР я пил пиво, когда оно появлялось в продаже. В 1990-х годах стал больше пить, потому что его уже можно было найти почти везде. В основном пил пиво с местного завода — я живу в Чертаново, у нас недалеко «Москворецкий пивзавод». А где-то начиная с 1996-1997 года такой бум пошел! Огромное количество региональных пивоваренных производителей стали завозить пиво в Москву, поэтому в Москве появились десятки, а потом и сотни сортов пива. Естественно, я пытался их всех попробовать. И у меня возникла мысль: а почему бы не отмочить этикетку и не положить ее в коллекцию? Так я стал по одной-две этикетки отмачивать. Потом подумал: а кто-то еще этим занимается? Тогда уже появился интернет — это была вторая половина 1990-х. Я посмотрел — оказывается, да. Уже существовали люди, которые коллекционировали пивные этикетки, появился клуб коллекционеров. И отсюда началось более серьезное увлечение. 

Павел Егоров. Фото: nubo.ru

— У вас на сайте не только обзоры пива и пивных заведений, но и ГОСТы разных лет, коллекция этикеток, значков о пиве, есть даже энциклопедия советского пива. Как и сколько вы собирали всю эту информацию?

— После того как я увидел, что люди собирают этикетки, я создал свою маленькую страничку, где писал про свои этикетки. А через год мы вместе с другими товарищами создали большой сайт, про который мы сейчас с вами и говорим. Тогда он еще назывался beer.artcon.ru.

Мы соединили несколько частей: я в основном рассказывал про этикетки и пиво, а мой друг Максим Лубянов рассказывал про пивные, собирал всякие картинки и анекдоты. То есть сначала была пивная атрибутика, это и до сих пор, наверное, основная часть сайта: этикетки, банки, подставки, пробки и прочее. Еще — мои рассказы про различное пиво и про поездки, в последнее время это еще и рассказы про пивзаводы. Потом я начал искать интересную информацию и стал собирать вообще все, что есть: различные документы, относящиеся к СССР, всякие ГОСТы, книги, все, что можно найти и что относится к пиву. Некоторые вещи, наоборот, стал убирать: всякие там картиночки и анекдотики, которые и так везде есть. 

– Получается, сначала сайт был коллективной работой, вашей и вашего друга?

— Не только мы вдвоем [над ним работали], присоединялись и другие люди, потому что все объять было тяжело. Коля Мороз занимался пивными подставками, потом появился человек, который занимался пивными новостями. Люди приходили и уходили, но последние лет десять, даже больше, сайтом занимаюсь я. 

— Где у вас хранится вся эта пивная атрибутика?

— У меня есть собственная коллекция этикеток, сейчас их около 50 тысяч — они просто разложены по папкам. Обычно берется лист бумаги, на него наклеивается этикетка, этикетку — в файлик, файлик — в папочку. В одну папку влезает где-то тысяча штук, вот у меня 50 папочек лежит — огромный такой шкаф. Еще есть банки, их сложно собирать, но у меня тоже огромный шкаф с ними. Туда влезло около тысячи банок, и еще полтысячи банок просто разложены вокруг — их уже сложно куда-то поставить. Ну и еще огромный шкаф книг. Остальное — виртуальное, то есть подборки подставок, спичечных коробков, значков и прочего — это уже не мои коллекции, а других людей. Просто я их отсканировал, систематизировал и опубликовал. 

У меня еще есть пивные бокалы, но я знаю, какие бывают настоящие коллекции пивных бокалов, и не могу свою считать полноценной. Да, есть сотня, но реальные коллекции — это тысячи.

— В перечне на вашем сайте около 250 книг о пиве. Вы их все прочитали?

— Значительная часть из них — это пивоваренные учебники, их я не читаю с начала до конца, но по крайней мере я все просмотрел. Остальные я прочитал от корки до корки. Просто какой смысл читать сто учебников по пивоварению — они отличаются только нюансами и датой публикации: до революции, после революции, 1970-е годы, 1980-е годы. Там интересна только разница в подходе, насколько менялась технология и прочее подобное. 

— Тяжело искать книги на пивную тематику? 

— Сейчас Российская государственная библиотека цифрует старые книги, и дореволюционные издания несложно найти. Надо просто зарегистрироваться на сайте бывшей «Ленинки», и там можно все эти книги скачать. С советскими книгами сложнее — в оцифрованном виде их гораздо меньше, наверное, это связано с авторскими правами. Я стараюсь на всяких аукционах покупать бумажные книги, поэтому у меня дома больше всего именно советских книг. Их часто продают недорого: какая-нибудь библиотека «выкидывает» свои фонды, выкладывает что-то на продажу. Вот недавно приобрел за тысячу рублей один из самых толстых и интересных учебников конца 1960-х годов. 

— Почему вам интересна именно история пива?

— Основная часть потребителей про пиво не знает ничего, но если люди что-то и знают, то в основном это касается зарубежного пива — история монастырского пивоварения, что-то про Бельгию, Англию. А про пиво в дореволюционной России и СССР почти никто ничего не знает. Поэтому я занимаюсь именно этим периодом, особенно СССР. Как ни странно, сведений немного. Учебники по пивоварению тогда издавались, а книг по истории пива в Советском Союзе практически нет, поэтому саму историю пивоварения того времени довольно сложно восстановить. 

Но, поскольку у меня огромная коллекция советских этикеток, по крайней мере, я вижу, какие пивзаводы существовали, какие сорта они варили. У меня есть справочник по сортам. И я пытаюсь показывать, что пиво в СССР было не только «Жигулевское», а разное, что были интересные сорта, когда эти сорта варили, какая у них была история. Мне это интересно, поскольку это мало кому известно и мало кто этим занимается.

О советском пиве много легенд. Например, откуда появилось «Жигулевское»: как [нарком пищевой промышленности Анастас] Микоян приехал на завод и сказал: «У вас пиво называется по-буржуазному, “Венское”, давайте назовем его по названию вашего завода “Жигулевским”». Документы, подтверждающие эту историю, я не могу найти до сих пор. Современное «Жигулевское» совсем не то, что было в 1930-х годах — тогда оно было совершенно другим по вкусу, по рецептуре, по цвету. И это на самом деле очень интересно. Последние лет 10-15 я пытаюсь раскопать все, что только можно, но дальше надо совсем уже глубоко копать — в архивах, наверное, на это и жизни не хватит. 

— До 2013 года вы работали на Первом канале, чем вы занимались?

— Я был сетевым администратором, то есть занимался построением сети, которая находится на выпуске и в прочих отделах. Какое-то время у меня была возможность на работе заниматься и хобби. Но в последние годы обязанностей сильно прибавилось, и было уже не до этого. Может, поэтому в конце концов я и уволился, так как появилась возможность не работать, а заниматься хобби было все интереснее и интереснее. 

— То есть ушли с работы вы именно ради хобби?

— В общем, да. Оно начало занимать все больше и больше времени. У меня просто есть какие-то вложения, сбережения. На жизнь хватает. А блог мне ничего не приносит в деньгах. Но [владельцы пивоварен и баров] могут оплатить мне дорогу, напоить пивом и накормить. 

Сейчас я сохраняю историю современного пивоварения, которую никто больше не хочет сохранять. Если не будет таких людей, как я, то по прошествии некоторого времени про многие пивоварни все забудут, никто не вспомнит, что они существовали. Уже сейчас про некоторые пивоварни 1990-х нет никаких сведений. 

— Зачем сохранять историю пивоварен?

— Надо же про все знать! Я уже говорил, что у нас лучше знают про немецкое, чешское, английское или бельгийское пивоварение, чем про наше российское. Потому что за границей сохраняют историю, можно найти много переведенных на русский язык книг и всяких справочников про пиво. Вы найдете кучу информации про чешские, бельгийские пивоварни, а про наши практически ничего нет. Дыра образуется. Кто-то же варил это пиво, кто-то выпускал новые сорта, но об этом забывают, и информация об этом нигде не сохраняется. Почему бы не сохранить историю? Это же красиво. Книжки про пиво, которые издаются, красивые, все эти фотографии пивоварен, баров, кружек, почему бы у нас это не издавать? Точнее, у нас издают, только не про наше. 

Павел Егоров. Фото: nubo.ru

— Получается, теряется большой пласт культуры?

— Да. На самом деле, сама культура пивопития, может, и уступает в чем-то винопитию, но сейчас появилось такое понятие, как крафт, и оно подняло пиво на уровень вина. И потребление пива сейчас ничем не хуже потребления вина. У нас гигантское количество сортов, в которых трудно разобраться — уже нужны сомелье. И хотя можно поспорить, есть ли такое понятие, как пивной сомелье, но мы уже настолько продвинулись вперед, что действительно в барах нужен человек, который бы объяснял потребителю, какое пиво ему подходит, рассказывал про вкус. Это огромный пласт культуры потребления напитков.

— Сколько времени в день у вас уходит на ведение блога?

— Это зависит от загруженности. В 2020 году из-за коронавируса он занимал меньше половины обычного времени. Но если брать предыдущие несколько лет, то это занимает не меньше, чем обычная работа: часов по шесть, а то и по восемь в день. 

— Сейчас блог для вас — это работа, хобби или нечто большее?

— Это смысл жизни. Хотя я сейчас понимаю, что востребованность-то не особо высокая. Людей, которые всерьез интересуются пивом, на самом деле не так много. Плюс сейчас больше значения имеет видеоформат, а текст играет все меньшую роль. Стоит, конечно, заниматься ютуб-блогами — там больше посещаемость. С другой стороны, я смотрю ютуб-каналы, которые ведут мои друзья, и я считаю, что самые классные, самые серьезные, самые интересные — как раз наименее посещаемые. А чем проще, чем больше хайпа у канала, — тем больше он пользуется популярностью, хотя там всякую ерунду говорят. Мне не хочется ерунду нести. Хочется рассказать что-нибудь серьезное. Но я понимаю, что серьезное интересует не так много народа. Пока хоть кто-то читает меня, какие-то тысячи посетителей у меня есть, почему бы и не писать в блог.

— Какая у вас посещаемость? 

— У меня сейчас блог практически разделен на две части: есть сайт, а есть ЖЖ. Суммарно 500 человек в день приходит. В месяц где-то 15 тысяч посетителей. 

— Вполне нормально для такого узконаправленного блога.

— В принципе да! Прыгнуть выше очень тяжело. Я считаю, 10 тысяч в месяц — это нормально, 100 тысяч — это уже потолок. А вот если говорить про [блоги, которые посещают] миллионы, то это хайп, который имеет мало отношения к пиву, а больше — к форме подачи. Там про пиво ничего особенного не найдешь. 

Павел Егоров. Фото: nubo.ru

— У вас очень олдовый сайт из 1990-х. Вы специально оставляете его таким или будете обновлять? 

— Тут два момента. С одной стороны, он гигантский: из-за того, что там всякие коллекционерские вещи, он занимает гигабайты объема. И делать новый будет очень трудозатратно. На что жить-то мне есть, но вот на вложение в новый сайт у меня, скорее всего, денег не найдется. А с другой стороны, я же системный администратор, все, что там есть, сделано моими руками. Я делаю все сам, и мне это несложно. Как такового дизайна нет, есть картинки и текст, и я считаю, что это доступно и прилично смотрится.

— Были периоды, когда вы хотели бросить блог, потому что вам надоела пивная тематика?

 — У меня просто менялись интересы внутри одной темы. Изначально была пивная атрибутика. Потом в начале крафтовой революции, когда был бум крафтовых баров в Москве, я пару лет занимался только тем, что ездил по новым барам, описывая эту культуру потребления. Последние годы я в основном занимаюсь пивоваренными производствами и чаще езжу по всяким пивоварням. На самом деле я, наверное, уставал от одного и переходил к другому. Какое-то время я занимался домашним пивоварением довольно активно. Очень много чем можно заняться — настолько широка эта тема.

— С чего начать человеку, который хочет разбираться в пиве? 

— Я бы начал с того, что разделил бы понятия вкуса и качества. Их часто путают, а это немножко разные вещи. Человеку чаще всего нравится именно вкус, а в качестве он не понимает. Качество — это такие довольно технические вещи: содержание различных веществ, стойкость, соответствие стилю и прочее. Я, например, отлично знаю, что если производитель хвастается, что его «живое нефильтрованное» пиво живет три дня, то это показатель низкого качества или просто антисанитарии на производстве. При этом есть дефекты качества, которые даже улучшают вкус. Поэтому кому-то может нравиться некачественное пиво, и наоборот. 

Сейчас из-за крафтового движения создают специальные справочники, так называемые BJCP, для судей, которые оценивают пиво по вкусу, а различные пивные ассоциации по итогам создают списки. Такие списки есть на английском, есть переведенные на русский, где четко расписано, как пиво делится по стилям, какой стиль должен иметь какие вкусы. Можно прийти в бар, попросить пиво определенного стиля, попробовать и сравнить с описанием. Если вы любите сладкое, то можно попробовать разные стауты, если вы любите кислое, то можно пробовать ламбики, и так далее. Прочитав описание стилей и их историю и пробуя пиво, постепенно начнешь разбираться. 

— Российское пиво хорошее по сравнению с мировыми конкурентами?

— Наверное, сейчас Россия вышла на второе место в мире. Конечно, до Америки нам далеко, там уже, наверное, семь тысяч пивоварен, а у нас полторы. Поэтому вряд ли мы когда-нибудь догоним Америку. Но если мы возьмем Европу, то, пожалуй, сейчас российское пиво уже не менее интересное, чем бельгийское или британское. И я думаю, уже более интересное, чем чешское и немецкое. C одной стороны, у нас есть пивгиганты, которые ничуть не хуже пивгигантов Германии и многих других стран. С другой, у нас есть прослойка региональных пивоварен, которые варят немножко другое пиво, не хуже и не лучше, чем в Чехии, Германии. У нас также есть мини-пивоварни, которые выпускают различные классические и неклассические сорта. Но самое главное — у нас в последнее время пошло именно крафтовое движение, возникли десятки, если не сотни пивоварен, которые варят именно крафт. И здесь мы обогнали и Чехию, и Германию, и другие страны. Поэтому Россия сейчас, я считаю, наиболее интересная страна с точки зрения пива, поскольку у нас есть все. 

В целом я считаю, что российское пивоварение очень мощное. Это одна из немногих отраслей, которая выстрелила и развилась, несмотря ни на что — ведь законодательство у нас, пожалуй, самое идиотское, самое ужасное во всей Европе.

— Как именно законодательство вредит пивоварению?

— У нас просто приравняли пиво к крепкому алкоголю, и это привело к куче негативных последствий: запрет продаж в определенном месте и в определенное время, запрет распития в определенных местах. У нас есть разделение на пиво и пивной напиток, хотя во всех странах это одно и то же. Государство постоянно пытается что-то новое придумать. Сначала они ввели эту сложную электронную систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. — Прим. «Холода»), чтобы все посчитать, но оказалось, что этого мало. Теперь надо еще и маркировки наклеивать. В общем, постоянные наезды и постоянное ухудшение работы. Соответственно, бизнес, особенно малый, очень тяжело это переживает. Тем более в нынешние времена [пандемии]. 

Пивгиганты всегда выплывут — а для средних и малых заводов, конечно, сейчас очень тяжелое время. Cтали закрываться пивные заведения, появились ограничения на посещение, а основной канал сбыта малых пивоварен — это, конечно, бары и специализированные магазины. У всех упали продажи. Я не думаю, что на малых пивоварнях можно много заработать. Скорее, это про энтузиазм: если тебе хочется этим заниматься, хочется показать, как ты варишь пиво, ты хочешь продвинуть эту культуру, то ты этим занимаешься. Что-то ты заработаешь, но богатым не станешь.

«Холоду» нужна ваша помощь, чтобы работать дальше

Мы продолжаем работать, сопротивляясь запретам и репрессиям, чтобы сохранить независимую журналистику для России будущего. Как мы это делаем? Благодаря поддержке тысяч неравнодушных людей.

О чем мы мечтаем?
О простом и одновременно сложном — возможности работать дальше. Жизнь много раз поменяется до неузнаваемости, но мы, редакция «Холода», хотим оставаться рядом с вами, нашими читателями.

Поддержите «Холод» сегодня, чтобы мы продолжили делать то, что у нас получается лучше всего — быть независимым медиа. Спасибо!